Новости и Публикации
27.05.20
Страновые риски и экономические исследования

Резкое снижение объемов международной торговли неизбежно: прогноз

Coface Focus - World Trade

Насколько резким окажется снижение международного товарообмена пока предсказать трудно, однако повсеместные перебои в производственных цепочках, спровоцированные пандемическим кризисом, уже сегодня позволяют предположить, что оно будет существенным. Стоит, впрочем, отметить, что тесная взаимозависимость мировых рынков предполагает, что рано или поздно баланс товародвижения все же восстановится.

Известно, что в периоды кризисов объем международной торговли снижается существенно сильнее, чем мировой ВВП, однако пока трудно предсказать, насколько резким окажется снижение в этот раз. Так, Всемирная торговая организация прогнозирует, что объем международной торговли по итогам года снизится на 13-32%. Иными словами, экономисты ВТО считают, что даже в лучшем случае следует ожидать как минимум двузначного сокращения объема трансграничного движения товаров.

В соответствии с прогностической моделью Coface, в третьем квартале текущего года объем международной торговли снизится на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит, однако, отметить, что реальное снижение может оказаться гораздо существеннее прогнозируемого, так как во времена кризисов стандартная линейная корреляция ключевых экономических показателей с прогностическими переменными может нарушаться. Значительный рост рыночной неопределенности – одна из ключевых причин снижения объемов торговли в кризисные времена. Учитывая, что сегодня уровень рыночной неопределенности находится на высшей за всю историю наблюдений (с 1960 г.) отметке, можно ожидать, что падение объемов торговли окажется особенно резким.

Протекционизм в отношении ключевых продовольственных и медицинских товаров негативно влияет на международную торговлю

Протекционизм – еще один фактор, усугубляющий неблагоприятную рыночную обстановку. С момента начала пандемического кризиса многие страны задействовали меры протекционизма, чтобы обеспечить внутренний рынок достаточным объемом продовольственных и медицинских товаров. По состоянию на 22 апреля 56% от общего числа действующих актов протекционистского характера, зафиксированных организацией Global Trade Alert (193), были направлены на достижение именно этой цели. Большая часть мер (110) касается запрета на экспорт масок, респираторов и других защитных медицинских товаров, а также химических субстанций, необходимых для производства различных лекарственных препаратов.

Иными словами, в то время как импортеры стараются всячески способствовать притоку медицинских товаров на внутренний рынок, страны-экспортеры ставят дополнительные барьеры на пути экспорта данного вида продукции. Необычная ситуация сложилась в Китае: несмотря на то, что в феврале текущего года, в разгар эпидемии коронавируса в стране, экспорт медицинских товаров из КНР снизился на сразу на 15%, Поднебесная осталась крупнейшим поставщиком на рынке медицинских масок с долей рынка 55,3% и до сих пор играет ключевую роль в снабжении всего мира данным видом продукции. Объем производства медицинских масок в Китае вырос до 116 миллионов единиц в сутки – то есть в 12 раз, если сравнивать с объемом производства до начала эпидемии.

Вследствие пандемического кризиса усилился протекционизм в агропродовольственном секторе. Волны ажиотажного спроса на базовые продовольственные товары наблюдались не только в сегменте домохозяйств: некоторые государства стремятся нарастить запасы зернового сырья, чтобы обеспечить продовольственную безопасность на случай длительного карантина. При этом примерно треть от общего объема предложения на рынке зерновых «связана» теми или иными ограничениями. Крупнейшие экспортеры – во главе с Россией – тщательно контролируют собственную продовольственную безопасность. Это, впрочем, не привело к дефициту сырья на рынке. Недостаток предложения со стороны привычных поставщиков компенсируют европейские страны – например, Франция.

Также на фоне пандемического кризиса резко вырос спрос на рис. В Индии, которая является ведущим мировым поставщиком риса, вследствие массовых «локдаунов» наблюдаются существенные перебои в производственных цепочках. Таиланд, основной конкурент Индии в данном сегменте агропродовольственного сектора, также существенно пострадал от пандемического кризиса. В частности, негативно на запасах сырья сказались «локдауны» в Камбодже, из-за которых тайские производители испытывают дефицит сезонной рабочей силы. Как следствие, цена риса в конце марта достигла максимальной за последние 7 лет отметки.

Единственная хорошая новость состоит в том, что ужесточение погранично-таможенного контроля, предпринятое многими странами, практически не сказалось на международной торговле. Кроме того, в последние несколько недель «локдауны» постепенно смягчаются по всей Европе: власти европейских стран стремятся восстановить турпоток и восполнить дефицит сезонной рабочей силы, особенно остро ощущаемый компаниями в агропродовольственном секторе.

Полностью защитить производство от перебоев в международных цепочках создания добавленной стоимости практически невозможно

Когда пандемический кризис только начался, корпорации по всему миру осознали, насколько сильно они уязвимы к перебоям в поставках из Китая и «выпадению» китайских производственных мощностей. Это осознание подтолкнуло бизнес приступить к поиску способов снижения своей зависимости от КНР. Решений у проблемы может быть всего два: первое – перенос производственных мощностей на внутренний национальный или по крайней мере региональный рынок; второе – радикальная диверсификация портфеля зарубежных поставщиков.

Перенос мощностей – затратный процесс, часто предполагающий при этом еще и существенный рост производственных издержек. Кроме того, во многих странах бизнес неизбежно столкнется с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Даже если предприятию удастся так или иначе разрешить проблему роста издержек и дефицита кадров, проблема зависимости от поставок зарубежного сырья никуда не исчезнет, так как сырьевую базу перенести невозможно.

Второй способ снижения зависимости от Китая – диверсификация портфеля поставщиков – также не является панацеей. Безусловно, альтернативы китайским поставщикам существуют, и на первый взгляд может показаться, что диверсификация каналов поставок разрешит проблему уязвимости к перебоям в поставках из КНР. Стоит, однако, помнить, что большинство крупнейших мировых поставщиков тесно связаны между собой – в том числе с китайскими партнерами. Иными словами, даже если компания перестанет сотрудничать с китайским поставщиком в пользу поставщика из другой страны, нет никаких гарантий, что последний в свою очередь не будет уязвим к перебоям в цепочках создания добавленной стоимости, обусловленным «выпадением» китайских производственных мощностей. Таким образом, полностью защитить производство от перебоев в международных производственных цепочках практически невозможно. В то же время тесная взаимосвязь и взаимозависимость рынков мира предполагает, что международные производственные цепочки в наше время едва ли могут «разорваться» окончательно даже из-за такого серьезного кризиса, как в этом году.

 

Нажмите на изображение ниже, чтобы скачать полный текст исследования (EN)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать этот пресс-релиз : Резкое снижение объемов международно... (143,85 kB)
Топ