Долгое время Китай удерживал лидирующие позиции в мировой индустрии одежды, однако его гегемония постепенно ослабевает. Возвращение Дональда Трампа в Белый дом и возможное усиление протекционистской торговой политики способны ускорить процесс перестройки глобальных цепочек поставок. Эксперты Coface выделили страны, которые в ближайшие годы могут взять на себя роль новых центров по производству одежды для мирового рынка.
Три ключевые тенденции
- Китай теряет позиции. Доля страны в мировом экспорте одежды снизилась с 54% в 2010 году до 41% в 2023 году, что свидетельствует о постепенном ослаблении ее доминирующей позиции в отрасли.
- Рост производства в Южной и Юго-Восточной Азии. Наиболее выгодное положение в условиях введения единых таможенных пошлин займут такие страны, как Бангладеш, Камбоджа, Пакистан, Вьетнам и Индия, что позволит им усилить свои позиции на глобальном рынке.
- Укрепление позиций стран Европы. В условиях взаимных торговых ограничений относительное преимущество получат Албания, Грузия и ряд других европейских стран, что позволяет им расширять свое присутствие в мировых цепочках поставок.
Либерализация торговли и экспортная мощь Китая
Постепенная отмена текстильных квот в 1995–2005 годах, а также вступление Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году стали мощными драйверами экспорта одежды и обуви из страны. За период с 1995 по 2010 год объем экспорта этих товаров из Китая вырос в 4,8 раза, тогда как в остальном мире – лишь в 1,4 раза.
Однако столь впечатляющие темпы роста нельзя объяснить исключительно либерализацией торговли. Китай сумел эффективно использовать ряд конкурентных преимуществ: значительное население и низкие затраты на рабочую силу (до 20–30% конечной стоимости одежды приходится именно на труд), доступ к обширным ресурсам натурального и химического текстильного сырья, а также политическую стабильность.
Глобальная конкуренция: пределы китайской модели
Китай по-прежнему остается крупнейшим экспортером одежды в мире, однако его лидерство постепенно ослабевает: с 2010 по 2023 год доля страны на мировом рынке одежды снизилась с 54% до 41%. Ключевая причина – специфика экономической модели, ориентированной на выполнение подрядных заказов для западных брендов.
Такие производственные услуги занимают нижние позиции в цепочке добавленной стоимости и приносят минимальную прибыль. В результате, несмотря на то что китайские компании составляют 19% предприятий отрасли, их совокупная прибыль в 2020–2024 годах не превышает 10% от глобальной в секторе.
Потеря конкурентных преимуществ усугубляется постоянным ростом заработных плат – в среднем на 6% ежегодно с 2010 года. Если в 2000 году работник в США зарабатывал в 18 раз больше китайского, то к 2023 году этот разрыв сократился до 4,6 раза. Дополнительным фактором давления становятся новые регуляторные требования, в первую очередь экологические, которые также увеличивают производственные издержки. В совокупности все это говорит о снижении эффективности китайской модели на фоне усиливающейся мировой конкуренции.
Сценарий единых таможенных пошлин: Южная Азия в ожидании своего часа
Возвращение Дональда Трампа к власти может стать катализатором диверсификации глобальных цепочек поставок текстильной продукции и дальнейшего ослабления позиций Поднебесной в этом секторе. Эксперты Coface разработали индекс привлекательности стран для производства одежды: в модели учтены такие параметры, как доступность дешевой рабочей силы, развитость легкой промышленности, общий уровень делового климата и другие.
В базовом сценарии, предполагающем введение единой таможенной пошлины в размере 10% для всех торговых партнеров США (за исключением Китая, для которого тарифы будут еще выше), наилучшие перспективы для захвата рыночной доли получают Бангладеш, Камбоджа, Пакистан и Вьетнам. Индия также может получить преимущества за счет расширения собственного внутреннего рынка. Дополнительные возможности открываются и для европейских стран – в частности, Албании и Грузии, а также для Сальвадора, который способен укрепить свои позиции на рынке США благодаря постковидной релокации производств.
Сценарий взаимных таможенных пошлин: преимущество за Европой
Во втором сценарии администрация США переходит к введению дифференцированных таможенных пошлин, по аналогии с взаимными мерами, анонсированными в апреле (впоследствии их применение было отложено).
Согласно оценкам Coface, даже достаточно высокие тарифы – вплоть до 37% – не смогут полностью нивелировать конкурентные преимущества Бангладеш: страна слабо зависит от американского рынка и поддерживает устойчивые связи с Евросоюзом.
В то же время Вьетнам, Лесото и Иордания в этих условиях теряют свою конкурентоспособность. Европейские страны, напротив, получают относительное преимущество благодаря более низким тарифам и меньшей зависимости от экспорта в США. Исключением может стать только сценарий резкого повышения пошлин до 50%, как это было озвучено Дональдом Трампом в конце мая.
Скачайте полный текст аналитической публикации на английском языке! Нажмите «Скачать» на этой странице.
(.pdf 3,04 MB)