Новости и Публикации
25.02.20
Страновые риски и экономические исследования

Темпы роста российской экономики в 2020-м вырастут благодаря нацпроектам

Coface-Russia-Economy-Analysis

Российской экономике удалось окончательно оправиться от кризиса 2015‑2016 годов и вернуться к устойчивому росту. На фоне резкого увеличения стоимости углеводородов за тот же период темпы роста российского ВВП выглядят достаточно скромными, однако позитивная в целом динамика отражает еще не реализованный потенциал российского рынка и стремление государства диверсифицировать экономику страны, найти дополнительные источники дохода помимо нефти и газа, цены на которые могут сильно колебаться. Эксперты Coface проанализировали состояние национальной экономики и оценили перспективы российского рынка на 2020-й год.

Основным фактором роста российской экономики в 2020-м останется личное потребление домохозяйств (50% ВВП). Ожидается, что доходы домохозяйств в этом году вырастут – причем как зарплаты (в том числе в госсекторе, на который приходится 28% от общего числа рабочих мест), так и пенсии. Темпы роста объемов кредитования замедлятся, но останутся на вполне комфортном для рынка уровне. Центробанк, учитывая замедление темпов инфляции до целевого значения (4%), может продолжить смягчение денежно-кредитной политики и снижение ключевой ставки (6% по состоянию на февраль 2020-го).

Ожидается, что начало реализации национальных проектов, объявленных Президентом РФ еще в 2018-м, существенно подстегнет объем инвестиций в рынок и ускорит темпы роста российской экономики. В частности, одна из основных целей реализации нацпроектов – снижение доли населения, живущего за чертой бедности (14% на текущий момент). Для реализации этих проектов власти могут задействовать средства Фонда национального благосостояния. Ожидать радикальных перемен на российском рынке в результате реализации национальных проектов, впрочем, не стоит. Объемы инвестиций в российский рынок со стороны частного сектора, особенно иностранного, вряд ли будут расти, несмотря на попытки власти диверсифицировать экономику. Кроме того, западные санкции ограничивают доступ бизнеса к зарубежному финансированию. При этом получать кредиты на внутреннем рынке предпринимателям по-прежнему непросто, а обслуживание таких заемных средств обходится дороже.

Объем экспорта зерновых культур вырастет благодаря хорошему урожаю в 2019 году. Договоренности ОПЕК+ вряд ли позволят России существенно нарастить экспорт нефти, а ненефтяной экспорт (минералы, древесина, зерновые и масличные культуры, базовые и промежуточные промышленные продукты, транспортное оборудование) наверняка снизится из-за общего «охлаждения» спроса на мировом рынке. В то же время ожидается, что объемы импорта вырастут существеннее, чем объемы экспорта, несмотря на усилия властей заменить иностранные продукты местными аналогами.

Бюджетное правило, принятое в 2018 году, предусматривает дефицит госбюджета на период с 2019 года по 2024-й; цена барреля нефти прогнозируется на уровне около $40. Дополнительные доходы, полученные за счет продажи нефти марки Urals по цене выше ожидаемой, откладываются в резерв. На сегодняшний день размер Фонда национального благосостояния равняется примерно 7% российского ВВП, поэтому в ближайшие годы он наверняка будет активно использоваться в качестве источника государственных инвестиций. Доходы от ненефтяного экспорта составляют примерно 26% национального ВВП. Эти доходы используются главным образом для покрытия текущих затрат, в том числе выплаты субсидий (7% от ВВП). Несмотря на снижение, торговый профицит (11% ВВП в 2019-м), связанный с экспортом углеводородов (54% от общего экспортного портфеля страны) по-прежнему остается существенным. Если не принимать в расчет экспорт углеводородов, торговый баланс и счет текущих операций показывают негативные значения – дефицит 3% и 8% ВВП соответственно. Успехи властей в направлении импортозамещения остаются ограниченными. Пока явная позитивная динамика наблюдается только в сельскохозяйственном секторе. Дефицит финансового счета по итогам 2019-го составил около 1% от ВВП. Российский частный сектор прекратил процесс сокращения рискованных рыночных позиций, происходит отток иностранных инвестиций с российского рынка.   

РФ имеет удовлетворительные оценки в рейтингах Doing Business и Global Competitiveness (78/100 и 67/100), что говорит об относительно благоприятном инвестиционном климате. Также можно отметить, что все три крупнейших рейтинговых агентства – Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s – оценивают кредитный рейтинг России как инвестиционный.

Анна Кокорева, ведущий аналитик Coface Россия, отмечает: «Минувший год завершился для российской экономики достаточно слабым ростом в 1,3%. В 2020 год власти смотрят с оптимизмом, и для достижения успеха даже были предприняты некоторые кадровые перестановки в правительстве. Основным локомотивом развития экономики станут национальные проекты, реализация которых предусмотрена за счет государственных инвестиций. Помощи от сторонних инвесторов ждать не стоит – несмотря на приемлемый инвестиционный рейтинг, потенциальных «доноров» отпугивают риски, связанные с санкциями. Вероятно оживление среди потребителей, однако в целом внутренний спрос останется слабым. А вот вклад от экспорта углеводородов по-прежнему будет весомым, даже несмотря на ожидаемое снижение мирового спроса на нефть, которое будет продиктовано общим ослаблением мировой экономики. Если внешнеполитическая ситуация не будет ухудшаться и мировую экономику не ожидают новые потрясения, то при прочих равных условиях темпы роста российского ВВП могут достигнуть по итогам года 1,6%».

Топ