Европейская комиссия допускает возможность пересмотра запрета на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, который должен вступить в силу в 2035 году. Причина – растущее недовольство автопроизводителей, обеспокоенных слабыми продажами и усиливающейся конкуренцией со стороны Китая. Этот шаг может замедлить энергетический переход и усилить технологическое отставание Европы.
Новая повестка для европейского автопрома
12 сентября Европейская комиссия провела встречу с ведущими автопроизводителями Европы, чтобы обсудить предстоящий отказ от двигателей внутреннего сгорания. Представители отрасли предложили скорректировать график сокращения выбросов парниковых газов и сохранить возможность продажи подключаемых гибридов (PHEV).
Среди их доводов – недостаточный внутренний спрос и усиливающееся давление со стороны китайских брендов. В результате Брюссель согласился начать пересмотр запрета уже до конца 2025 года, хотя изначально он планировался лишь на 2026-й.
Европейский рынок теряет динамику
Продажи новых автомобилей в Европе в первом полугодии 2025 года сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – тенденция, наблюдавшаяся и в 2024-м.
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания по-прежнему занимают около 40% рынка¹, и их постепенное исчезновение, по прогнозам, приведет к дальнейшему сокращению продаж.
Производство автомобилей также снизилось на 4%, чему способствовали слабые портфели заказов и ухудшение экспортных перспектив. Дополнительным фактором давления стали 15-процентные пошлины, введенные США на европейский автопром.
Китай усиливает позиции
Китайские автопроизводители, обладая низкими издержками и получая щедрую господдержку, продолжают укреплять свое присутствие на европейском рынке, несмотря на торговые барьеры. Они уже занимают около 13% рынка электромобилей в Европе, а строительство ими сборочных и аккумуляторных заводов в регионе может существенно изменить баланс сил в отрасли.
Европейские компании, уже ослабленные жесткими экологическими требованиями, сталкиваются с прямой конкуренцией и риском перестройки производственных цепочек – особенно в странах Центральной и Восточной Европы.
Политический фон: приоритет промышленности над климатом
Результаты выборов в Европарламент 2024 года изменили расстановку сил: новый состав менее склонен поддерживать инициативы Европейской комиссии в сфере экологии. Укрепление позиций Европейской народной партии и переход Германии к консервативному правительству усилили защиту интересов промышленности – зачастую в ущерб климатическим целям.
Отказ Европарламента от ускоренного рассмотрения климатического закона на 2040 год летом 2025-го стал показательным примером этого разворота.
Прагматичный подход к энергетическому переходу
План по достижению 100% продаж электромобилей к 2035 году выглядит все менее реалистичным без значительной государственной поддержки. В 2025 году, по прогнозам, продажи электрокаров составят около 2 млн единиц – всего 15% всех новых регистраций.
Продление разрешения на продажу подключаемых гибридов (PHEV) после 2035 года может стать разумным компромиссом. Такой шаг позволит сохранить конкурентоспособность европейской промышленности и плавно подготовить потребителей к переходу на электромобильность.
Успех или неудача в переходе на полностью электрический транспорт будет зависеть от того, получится ли у Европы выработать политику, которая будет учитывать как реальные условия промышленности, так и глобальные тенденции в автопроме.
– Симон Лакум, экономист Coface
Simon Lacoume - Véhicules electrique Bruxelles 2025