Новости и Публикации
26.04.19
Страновые риски и экономические исследования

Средняя Азия: выдержит ли дружба с Россией испытание китайскими деньгами?

Средняя Азия: выдержит ли дружба с Россией испытание китайскими деньгами?

Средняя Азия – важный торговый партнер для Китая и Европы, выступающий в роли связующего звена между КНР и Западом: через регион проходят два коридора так называемого «Нового шелкового пути» – торгового маршрута, созданного в рамках амбициозного транспортно-инфраструктурного проекта КНР «Один пояс, один путь». Значительным культурным, экономическим и геополитическим влиянием в среднеазиатском регионе издавна пользуется Россия. Несмотря на то, что в последние годы Китай и Россия все больше сближаются на почве обоюдного неприятия политики стран Запада и совместной борьбы с радикальным исламизмом, в скором времени в регионе, в котором Россия привыкла видеть близкого союзника и надежного делового партнера, может произойти перестановка сил.

На начало 2019 года в проект Китая по созданию «Нового шелкового пути» (НШП) было вовлечено 130 стран, на которые приходится 41% мирового ВВП и 49% глобального объема торговли. В Средней Азии поддержка Китая выразилась во вливании займов и прямых инвестиций в добычу и транспортировку углеводородов и полезных ископаемых, производство электроэнергии, строительство и модернизацию автомобильных и железных дорог, создание логистических центров, а также развитие телекоммуникаций, сельского хозяйства и туризма. При этом стоит отметить, что большинство проектов, в которые вкладывается Китай, было инициировано на местном уровне еще до начала реализации проекта НШП, Китай же лишь воспользовался заложенным фундаментом для реализации инициатив под собственной эгидой.

Несмотря на явные успехи, в настоящий момент нельзя сказать, что в регионе создана эффективная транспортная инфраструктура: через Среднюю Азию проходит только два наземных транспортных коридора из шести, развиваемых в рамках проекта НШП, и ни одного морского, а крайне неблагоприятный деловой климат региона, представляющий значительный инвестиционный риск, существенно осложняет реализацию инфраструктурных инициатив.

Стоит подчеркнуть, что несмотря на усиление влияния Китая в Средней Азии, в регионе растет недовольство китайскими партнерами, так как КНР предоставляет несправедливые с точки зрения среднеазиатских стран преференции своим работникам, предприятиям и товарам. Кроме того, на гранты и прямые инвестиции приходится лишь малая доля финансовой поддержки, оказываемой Китаем – основной массив средств предоставляется в виде займов, что увеличивает и без того значительный внешний долг государств региона.

Китай стал принимать активное участие в жизни Средней Азии только с 1990-х годов; корни же культурных и геополитических связей региона с Россией уходят в куда более далекое прошлое. На территории РФ постоянно проживает около 4 миллионов выходцев из Средней Азии, регулярно переводящих деньги своим семьям за рубежом – на такие денежные переводы в 2018 году пришлось 36% от общего объема ВВП Таджикистана, 37% ВВП Киргизстана и 13% ВВП Узбекистана.

Влияние России в Средней Азии также во многом объясняется значительной долей этнического русского населения в странах региона. После распада СССР большая часть русских эмигрировала на территорию современной России, тем не менее, например, в Казахстане на них до сих пор приходится 25% от общей численности населения, в Киргизстане – чуть более 10%; также в обеих странах широко распространен русский язык. Несмотря на предлагаемые Китаем студенческие программы и гранты, в сибирских вузах обучается значительно больше среднеазиатских студентов, чем в китайских. Как следствие тесных социокультурных связей, большой популярностью и значительным влиянием в странах региона пользуются российские СМИ (радио, ТВ).

Подводя итог, можно отметить, что Россия сохраняет значительное культурное и геополитическое влияние в регионе, однако Китай, будучи крупнейшим инвестором в развитие торгово-транспортной инфраструктуры региона, все сильнее теснит ее на экономическом фронте. Экономика Китая уже сейчас в 8 раз крупнее российской, поэтому Россия может без энтузиазма отнестись к проекту строительства китайского железнодорожного маршрута, проходящего через Киргизстан, Узбекистан и Туркменистан, как и к развитию Каспийского морского пути, предоставляющего два альтернативных торговых коридора в обход РФ.

 

Скачать полный текст исследования (EN)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать этот пресс-релиз : Средняя Азия: выдержит ли дружба с Рос... (367,71 kB)
Топ