Новости и Публикации
17.12.14
Страновые риски и экономические исследования

Coface о положении в сегменте автодилеров

Компания Coface – мировой лидер в области кредитного страхования – провела исследование динамики финансового положения российских автодилеров в 2012-2014 годах.

 

Анализ показал, что, при прочих равных для всего рынка макроэкономических условиях, глубина падения продаж у того или иного дилера определяется главным образом не его принадлежностью к конкретной группе компаний или масштабами бизнеса, а экономической ситуацией в его регионе, изменениями располагаемого дохода населения и колебаниями цен на автомобили.

 

Выручка в рублях у автодилеров демонстрировала незначительный рост в первой половине 2014 года. Однако это объяснялось прежде всего ростом цен на автомобили. Количество же проданных машин, напротив, сократилось.

 

Валовая, операционная и чистая прибыль у большинства участников рынка находилась в положительной зоне. Сравнение этих показателей за 2012-2014 годы показывает, что в первом полугодии 2014 года валовая прибыль и чистая прибыль уменьшились примерно у половины компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ранее, в 2013 году по сравнению с 2012 годом эти показатели снизились у меньшего числа компаний – примерно у четверти. В то же время падение операционной прибыли отмечалось у более чем половины автодилеров и в 2014, и 2013 годах. Следует также отметить, что доля компаний, у которых чистая прибыль превышала операционную, постоянно увеличивалась на протяжении 2012-2014 годов. Все это отражает то возрастающее значение, которое в условиях спада на рынке имеют для функционирования автодилеров бонусы, выплачиваемые им автопроизводителями.

 

Рентабельность по валовой прибыли была положительной, но демонстрировала отрицательную динамику у значительной части компаний в 2013 и 2014 годах. Операционная рентабельность у большинства дилеров была положительной в первом полугодии 2014 года, но в среднем весьма низкой. Что касается динамики операционной рентабельности, то она была негативной, начиная с 2012 года.

 

Рентабельность по чистой прибыли в 2012-2014 годах была положительной для большинства автодилеров, за редким исключением. В то же время этот показатель был сравнительно низким, что свидетельствует об ограниченных инвестиционных возможностях компаний и низком уровне безопасности их бизнеса.

 

Концентрация собственного капитала демонстрировала положительную динамику по большинству автодилеров в 2013 году, но уже в 2014 году тенденция сменилась на противоположную. Такой показатель как отношение суммарной задолженности к активам сильно различался по всему сегменту дилеров (от 0% до 50 и выше), хотя следует отметить, что на протяжении 2012-2014 годов здесь произошло некоторое выравнивание, и прежние крайние показатели ряда компаний понизились. Тем не менее, остается очевидным, что автодилерам по-прежнему приходится тратить свою прибыль от продаж на обслуживание долга. Ситуация в этой области имеет тенденцию к ухудшению, так как рынок кредитных ресурсов в России сжимается, и доступ к рефинансированию для автодилеров все более затрудняется.

 

В целом, на итоги 2014 года для автодилеров повлияет оживление на рынке, возникшее в ноябре в связи с появлением ажиотажного спроса: население скупает автомобили (не только в премиальном, но и в массовом сегменте), опасаясь дальнейшего роста цен и стремясь потратить обесценивающиеся рублевые сбережения. Продажи на рынке дополнительно поддерживают административные меры стимулирования спроса (программа утилизации), а также trade-in. На программу утилизации в сентябре-декабре 2014 года выделено 12,9 млрд. рублей, а на 2015 год запланировано 10 млрд. руб. Благодаря этим мерам предполагается дополнительно реализовать по 170 тысяч автомобилей в текущем и будущем году. Тем не менее, в 2014 году спад российского автомобильного рынка в штуках может составить около 10 процентов, а выручка автодилеров по итогам года, при пересчете в доллары, будет в любом случае значительно меньше, чем за прошлый год.

 

Следует также отметить, что подобные меры поддержки приводят к истощению будущего спроса за счет искусственно повышенного потребления в текущий момент. В результате провал в продажах по итогам уже 2015 года может оказаться еще более значительным.

Контакты


Игорь Степанов

Контакты для СМИ
РОССИЯ
125047, г. Москва
1-ая Тверская-Ямская ул., д. 23, стр. 1, БЦ “Парус”
Тел.: +7 (495) 785 57 10, доб. 101
E-mail: igor.stepanov@coface.com

Топ