Новости и Публикации
06.07.22
Корпоративные новости

Цены на продукты продолжат расти: обзор рисков для мирового агропрома

Агропром риски 2022 280х141

В конце июня и начале июля в странах Западной Европы — Франции, Испании, Италии, — наблюдалась аномальная жара. А до конца лета, прогнозируют синоптики, Европа может столкнуться со штормами, засухами и проливными дождями. Неблагоприятные и аномальные погодные явления омрачают перспективы мирового агропродовольственного сектора, который переживает и без того непростые времена. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, рассказывают, в чем причины стремительного подорожания продовольствия, почему высока вероятность дальнейшего роста цен и с какими вызовами может столкнуться мировой агропром уже в ближайшее время.

Согласно данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), цены на продовольствие по итогам мая выросли на 21% по сравнению с маем 2021 года. И рост цен, предупреждают эксперты, может продолжиться.

Неблагоприятные климатические и природные явления на протяжении июня фиксировались во всех регионах мира — например, в США и Мексике бушевали лесные пожары, а страны Африки, Индия и Китай столкнулись с сильными засухами. Франции и Испании — крупным экспортерам агропродовольственной продукции — в ближайшее время могут грозить штормы и лесные пожары, предупреждают синоптики.

Аномальная погода негативно скажется на урожае сезона 2022-2023 года в Западной Европе, в особенности сильно сократятся объемы сбора пшеницы и других зерновых, прогнозируют аналитики Coface. И это лишь один из вызовов для мирового агропродовольственного сектора, с которыми он сталкивается в этом году. В числе других вызовов эксперты также называют высокие темпы инфляции на фоне обострения геополитической напряженности в Европе и биологические риски — возможность распространения африканской чумы свиней, нашествия сельскохозяйственных вредителей и так далее.

 

Почему объемы производства продовольствия «буксуют», а цены на продукты быстро растут?

Агропром риски 2022 280х141 2

1. Многие регионы мира столкнулись с аномальной жарой. Это одно из тех последствий изменений климата, о котором предупреждали ученые, в том числе Межправительственная группа экспертов по изменению климата. Такие неблагоприятные природные явления отрицательно сказываются как на земледелии, так и на животноводстве. Например, в американском Канзасе в конце июня погибла существенная доля всего крупного рогатого скота штата. Причиной стала аномальная жара вкупе с высокой влажностью.

Из-за жары и засух европейские страны в 2022-2023 сельскохозяйственном году могут собрать скудный урожай, что подольет масла в огонь инфляции и приведет к дальнейшему росту и без того высоких цен на продукты питания.

2. Мировой агропродовольственный сектор становится все более уязвимым к структурным рискам, и эта тенденция будет только усиливаться. Одной из главных угроз для сельского хозяйства становится изменение климата. Неблагоприятные и экстремальные погодные явления, которые раньше фиксировались исключительно редко, теперь наблюдаются все чаще и даже становятся регулярными.

По данным Всемирной метеорологической организации, за последние 50 лет частота стихийных бедствий выросла в пять раз. Для некоторых погодных феноменов характерна выраженная сезонность — например, летом все большее число стран сталкивается с сильными засухами и рекордной жарой, а в сезон дождей — с потопами и наводнениями.

Также беспокойство у фермеров вызывает распространение инвазивных видов животных, насекомых и растений, которые могут нанести урожаю серьезный вред. Например, в странах Восточной и Южной Африки посевы зерновых иногда гибнут из-за нашествия луговых совок или пустынной саранчи.

3. Из-за частых эпизодов падежа скота в последние годы существенно снизились объемы производства в сегменте животноводства. Например, во Франции в этом году из-за птичьего гриппа было уничтожено 15 миллионов сельскохозяйственных птиц, а китайским фермерам в связи с распространением африканской чумы свиней в 2018-2019 годах пришлось уничтожить порядка 240 миллионов свиней. В результате таких событий предложение на рынке мясных продуктов снижается, а это приводит к росту цен.

Власти внимательно следят за вспышками эпидемий среди животных — не только потому, что эти вспышки наносят вред сельскому хозяйству, но и потому, что некоторые инфекционные заболевания могут передаваться от животных к человеку. Существует, например, гипотеза, что коронавирусом COVID-19 «нулевой пациент» заразился именно от животного.

4. Обострение геополитической напряженности в Европе в конце февраля этого года вызвало резкое ускорение темпов инфляции. Цены на продовольствие были волатильными и относительно быстро росли и до этого, поэтому новый шок сказался на них особенно заметно.

5. До сих пор не до конца оправился от пандемии и локдаунов сектор морских грузоперевозок. Логистические трудности вызывают перебои в поставках и приводят к сокращению объемов международной торговли. В особенности большую проблему задержки при транспортировке представляют для поставщиков скоропортящихся продуктов.

6. Из-за быстрого роста цен на продовольствие некоторые страны решили ввести ограничения на экспорт пищевого сырья. Например, Индонезия в конце апреля запретила экспорт пальмового масла, а чуть позже Индия остановила вывоз пшеницы и сахара. Это только подстегивает рост цен на продукты питания за счет ограничения предложения на мировом рынке и способствует возникновению дефицитов.

7. Производственные издержки изготовителей базового пищевого сырья (зерновых, сахара, растительных масел) стремительно растут. А это вызывает эффект домино — цены растут по цепочке на все продукты, в которых используется подорожавшее сырье. Издержки предпринимателей, в свою очередь, растут из-за подорожания топлива, удобрений и кормов на фоне геополитических трений.

Так, растительные масла на мировом рынке подорожали на 31% по сравнению с маем 2021-го, молочные продукты — на 17%, сахар — на 13%, мясо — на 14%, и вероятность дальнейшего роста цен остается высокой. Например, молочная продукция и мясо пока подорожали не так сильно, как могли бы, однако в среднесрочной перспективе производителям придется повышать цены из-за подорожания зерновых, которые требуются для откорма скота.

 

Риски для мирового агропродовольственного сектора в 2022-2023 годах

Агропром риски 2022 280х141 3

1. Учащение погодных аномалий означает значительный рост производственных и финансовых рисков для бизнеса в секторе, так как некоторые климатические явления могут сильно снизить объемы урожая или вовсе его уничтожить. Согласно подсчетам Всемирной метеорологической организации, стихийные бедствия и природные аномалии обходятся мировому агропродовольственному сектору очень дорого — за последние 50 лет убыток от них составил для него два триллиона долларов США. Также ВМО отмечает семикратный рост убытков от стихийных бедствий в мировой экономике в целом.

Инвазивные виды животных и растений также представляют значительную опасность — они уничтожают посевы и снижают урожайность угодий, что в некоторых странах может приводить к голоду. Согласно данным Международного центра сельского хозяйства и биологических наук, страны Африки ежегодно теряют 65,6 млрд долларов США из-за инвазивных видов, в том числе 9,4 млрд — из-за одних только луговых совок.

2. В средне- и долгосрочной перспективе производители сельскохозяйственного сырья могут начать менять свои деловые стратегии, чтобы справиться с уже существующими и новыми вызовами. В 2022-2023 сельскохозяйственном году урожай зерновых будет меньше, чем годом ранее, ожидает Coface. Объемы производства продуктов питания сократятся не только из-за внешних факторов (стихийные бедствия, высокие цены на энергоносители, логистические трудности), но из-за внутренних — у многих компаний в секторе, отмечают аналитики, нет достаточной мотивации, чтобы наращивать объемы выработки.

Например, цены на пшеницу на мировом рынке выросли за первое полугодие 2022-го на 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как удобрения подорожали на 300%. В таких условиях предприниматели могут сократить объемы использования удобрений, что приведет к снижению урожая пшеницы. Кроме того, ФАО прогнозирует, что крупные производители пшеницы вроде Китая могут снизить объемы выработки (-1,4% за год) из-за стагнации урожайности (-0,7% за год).

3. Глобальная продовольственная безопасность страдает из-за инфляционного давления и ограничительных протекционистских мер. Ряд стран из опасений столкнуться с внутренним дефицитом продовольствия ввел ограничения на экспорт пищевой продукции — это, считают в Coface, приведет к ускорению темпов подорожания продуктов питания и может привести к возникновению перебоев в международных производственно-сбытовых цепочках. А это, в свою очередь, означает, что некоторым регионам из числа самых уязвимых может грозить голод.

ФАО, например, прогнозирует, что в 2022-2023 сельскохозяйственном году объемы мировой торговли зерновыми сократятся на 2,6%. Это сокращение отчасти объясняется перебоями в поставках из Украины и санкциями, наложенными на Россию. Некоторые страны, зависимые от украинского зернового экспорта, пострадают сильнее прочих. Это, в частности, Египет, Сенегал и Судан.

Риск усиления протекционизма негативно влияет на агропром. В тех странах, где вводятся экспортные ограничения, производители сельскохозяйственного сырья оказываются вынужденными продавать свою продукцию на внутреннем рынке по относительно низким ценам, не сопоставимым с экспортными, в то время как их издержки — например, на покупку топлива и удобрений — остаются прежними. В результате в этом году у хозяйств в таких странах будет гораздо меньше «свободных» денег для инвестирования.

4. Вероятна реконфигурация мировых производственно-сбытовых цепочек в агропродовольственной промышленности. В этом сезоне украинские зерновые «выпали» с мирового рынка — возможно, что выпадут и в следующем. В таких условиях бывшие покупатели украинского пищевого сырья будут вынуждены искать новых поставщиков. В таком положении, в частности, находится ряд африканских стран.

Именно для обсуждения вопроса поставок зерновых Маки Салл, президент Сенегала и действующий председатель Африканского союза, 3 июня встречался с российским президентом в Сочи. Странам, не присоединившимся к санкциям, Россия, скорее всего, будет активно предлагать свое зерно в качестве выгодной альтернативы украинскому.

5. Из-за подорожания удобрений многие сельхозпроизводители могут сократить их использование, а это приведет к падению урожайности посевов. Чтобы компенсировать это падение, предприниматели могут решить расширить площади своих полей. Например, в Бразилии производители могут поддаться искушению расширить границы посевов за счет вырубки тропических лесов. Кроме того, из-за роста цен на удобрения некоторые производители начнут выращивать альтернативные культуры, которым нужно меньше удобрений. В Африке это могут быть, например, пшено и сорго.

Также подорожание удобрений может привести к росту предложения «органической» сельскохозяйственной продукции — которая как раз и должна выращиваться с ограниченным использованием удобрений или вовсе без них. На рынках развитых стран — в особенности в Европе — спрос на органические продукты несколько лет назад быстро рос, но с тех пор этот рост замедлился, поэтому пока не до конца ясно, будет ли бизнес достаточно заинтересован в переходе на органическое земледелие из-за одного только подорожания удобрений.

6. Из-за трудностей с поставками продовольствия в некоторых странах может обостриться общественно-политическая напряженность. На фоне высокой инфляции продовольственная безопасность некоторых стран или отдельных групп их жителей может оказаться под угрозой, что, в свою очередь, может вылиться в народные волнения. Например, в 2007-2008 годах резкий рост цен на продовольственное сырье стал одной из причин массовых протестов в разных странах по всему миру — в Египте, Индонезии, государствах Западной Африки и на Филиппинах.

Протесты «арабской весны» в 2011 году были обусловлены в основном политическими причинами, но важную роль сыграл и резкий рост цен на продукты питания, отмечает Coface. Также аналитики обращают внимание, что в некоторых странах высокие цены на продовольствие уже начали усугублять общественно-политическую нестабильность: например, в Шри-Ланке, Тунисе и Иране.

Топ