Новости и Публикации
06.09.22
Корпоративные новости

Что избрание Лиз Трасс на пост премьера значит для британской экономики

Что избрание Лиз Трасс на пост премьера значит для британской экономики

5 сентября стало известно, что Лиз Трасс, занимавшая должность министра иностранных дел Великобритании, стала новым лидером Консервативной партии и новым премьер-министром страны. Трасс принимает новый пост в непростой для Великобритании период: темпы инфляции бьют многолетние рекорды, цены на электроэнергию растут, доходы населения падают, а расходы на обслуживание госдолга быстро увеличиваются — и экономическая политика госпожи Трасс может усугубить эти проблемы, обращают внимание аналитики международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками.

7 июля Борис Джонсон объявил об уходе в отставку с поста премьер-министра Великобритании и сложении своих полномочий в качестве лидера консервативной партии. Это решение Джонсон принял под давлением однопартийцев на фоне массовых «протестных» отставок министров в его правительстве. Сразу после его отставки в стране разгорелась на редкость многолюдная предвыборная гонка, в которой участвовали восемь кандидатов. После пяти раундов голосований в парламенте в «финал» выборов на пост главы Консервативной партии и нового премьер-министра вышли два претендента — министр иностранных дел Лиз Трасс и бывший канцлер Казначейства Риши Сунак.

Кандидатуры Трасс и Сунака были вынесены на национальное голосование среди членов Консервативной партии, и 5 сентября стало известно, что Трасс, как и ожидалось с самого начала, опередила оппонента с существенным отрывом — за нее проголосовали 57,4% консерваторов, за Сунака — 42,6%. Это означает, что теперь Лиз Трасс — новая глава Консервативной партии, которую ранее возглавлял Джонсон, и новый премьер-министр Великобритании.

 

Меньше налогов для всех: ближайшие планы Лиз Трасс

Лиз Трасс стала членом британского парламента в 2010 году и с тех пор прошла длинный путь в политике — в 2014–2016 годах она занимала пост министра по охране окружающей среды, в 2016-2017 гг. была государственным секретарем юстиции, в 2019–2021 гг. — министром внешней торговли, и, наконец, в сентябре 2021-го была назначена министром иностранных дел. В декабре того же года Лиз Трасс была также назначена главным переговорщиком по вопросу будущих отношений Великобритании и ЕС.

Несмотря на то что Трасс во время предвыборной кампании подчеркивала свою верность Борису Джонсону, она также пообещала добиться «самого существенного разворота экономической политики страны за последние 30 лет». Позже на этой неделе госпожа Трасс должна выступить с заявлением по вопросу энергетического кризиса, а до конца месяца планируется сформировать «кризисный бюджет».

Лиз Трасс пообещала отменить повышение стоимости национального страхования для населения, которого ранее добился Риши Сунак, и отказаться от ранее анонсированного повышения корпоративного налога с 19% до 25%. Также Трасс намерена временно отменить природоохранные сборы и снизить налоги для бизнеса. Наконец, соратники Трасс намекали на возможное снижение НДС и подоходного налога. А в последние несколько дней в Великобритании все чаще говорят о возможной «заморозке» цен на электроэнергию.

 

Риски и вызовы для британской экономики на ближайшее будущее

Лиз Трасс принимает бразды руководства страной в крайне непростое для Великобритании время. Резкий экономический разворот, который обещает госпожа Трасс, придется реализовывать на фоне высокой рыночной неопределенности и роста рисков.

1. Инфляция в Великобритании по итогам июля достигла 10,2% в годовом выражении — это самый высокий показатель за несколько десятков лет. В октябре, когда потолок цен на электроэнергию будет поднят еще на 80% (после подъема на 54% в апреле), темпы инфляции могут превысить 13%, считают аналитики Coface.

При этом темпы базовой инфляции, то есть инфляции без учета изменения цен на продовольствие и энергоносители, два месяца подряд держались на отметке 6,2% — это означает, поясняют экономисты компании, что высокие темпы инфляции носят системный характер, то есть охватывают весь рынок и не могут быть «списаны» на повышение цен в традиционно волатильных товарных категориях.

Вместе с тем число незанятых рабочих мест в Великобритании достигло рекордных 4,2% — это означает, что бизнесу не хватает рабочих рук. Предприятия будут пытаться привлечь работников за счет повышения зарплат, а это будет только ускорять темпы инфляции. Таким образом, инфляционное давление в Великобритании сейчас еще выше, чем в странах еврозоны.

2. В связи с рекордными темпами инфляции Банк Англии с декабря 2021 года по июнь 2022 года повышал ставку пять раз подряд — до 1,25%. А в августе ставка была увеличена уже в шестой раз, причем сразу на 0,5 процентного пункта — это самое резкое повышение ставки за последние 27 лет. Экономисты Банка Англии ожидают наступление рецессии, которая, согласно текущим прогнозам, может продлиться около 15 месяцев на фоне резкого падения реальных располагаемых доходов населения.

3. Такие шаги как обещанное госпожой Трасс снижение налоговой нагрузки и введение мер господдержки могут смягчить просадку британской экономики, однако вместе с тем эти же меры могут усугубить инфляцию и привести к резкому падению доходов госбюджета. Для Великобритании это особенно актуальный риск, так как доля ее индексируемого по уровню инфляции госдолга гораздо выше, чем в других развитых странах — 22% от общей величины госдолга против, например, 11% во Франции, 6% в США и 3% в Германии.

Кроме того, в связи с активной политикой количественного смягчения, которую проводит Банк Англии, порядка 30% госдолга погашается с привязкой к ключевой ставке, которая за последнее время резко выросла. Иными словами, расходы властей Великобритании на погашение госдолга сильно зависят от уровня инфляции и ключевой ставки регулятора. Это значит, что если страна будет и дальше увеличивать объемы долга, а инфляция и ключевая ставка продолжат расти, то появится серьезный риск дестабилизации государственных финансов.

4. Лиз Трасс активно поддерживает неоднозначный законопроект по пересмотру условий североирландского протокола, регулирующего таможенные процедуры между Северной Ирландией и остальной частью Британии после «Брекзита». В этой связи ее избрание на пост премьер-министра может привести к усугублению напряженности в отношениях страны с ЕС. Несмотря на то что представители Евросоюза заявляли, что любые переговоры по изменениям статуса Северной Ирландии провалятся, если этот разработанный в одностороннем порядке законопроект не будет заморожен, документ уже прошел через парламент и теперь находится на рассмотрении палаты лордов.

5. На фоне неблагоприятной рыночной обстановки в стране резко выросла частота корпоративных банкротств. В августе 2021-го частота банкротств вернулась на допандемийный уровень, но с марта текущего года доля несостоятельных компаний существенно увеличилась. С марта по июль в Великобритании было зафиксировано 9 970 корпоративных банкротств — то есть на 27% больше, чем за аналогичный период докризисного 2019 года, причем рост зафиксирован во всех отраслях. Так как сроки действия всех временных мер господдержки бизнеса истекли, в ближайшие месяцы частота банкротств в стране будет оставаться на рекордном уровне, прогнозируют аналитики Coface.

Топ