Новости и Публикации
22.07.15
Страновые риски и экономические исследования

Автомобилестроение в Центральной и Восточной Европе

Автомобилестроение в Центральнойи Восточной Европе в значительной степени зависит от иностранных инвестиций,но при этом там наличествует положительная динамика спроса.

 

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного экспертами Группы Coface – мирового лидера в области кредитного страхования.

 

Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) стала привлекательным регионом для инвестиций со стороны мировых автомобилестроительных компаний. В 2014 году там было произведено 3,6 миллиона машин, что составляет 21 процент от общего выпуска автомобилей в Европейском союзе. В странах ЦВЕ, ситуацию в которых проанализировали эксперты Coface, расположены 33 автомобилестроительных предприятия. Большинство из них были созданы благодаря прямым иностранным инвестициям (ПИИ). Анализ показывает, что несмотря на высокую динамику продаж автомобилей местным покупателям, заводы в ЦВЕ по-прежнему очень зависят от зарубежного спроса.

 

Автомобилестроительный сектор играет важную роль в экономике стран ЦВЕ

 

Регион ЦВЕ мог привлекать ПИИ благодаря невысокой стоимости рабочей силы, географической близости к Западной Европе, наличию образованных трудовых ресурсов и улучшающемуся бизнес-климату. Анализ Coface охватывает автомобилестроительный сектор в тех странах ЦВЕ, где производится значительное количество легковых машин: Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чешская Республика. Skoda и Dacia являются двумя особенно сильными местными брендами, которым, благодаря большим объемам ПИИ, удалось выжить на высококонкурентном глобальном рынке.

 

Производство машин и транспортного оборудования оказывает существенное воздействие на экономику ЦВЕ. В некоторых странах региона, таких как Венгрия, Словакия и Чешская Республика, на долю автомобилестроения приходится десятая часть промышленного производства. Кроме того, развитие отрасли способствует созданию большого числа рабочих мест: в 2013 году в автомобилестроении шести стран ЦВЕ были заняты 850 тысяч человек.

 

«Количество автомобилей, производимых в регионе ЦВЕ, более чем удвоилось за последние 10 лет», – отметил экономистCofaceпо странам ЦВЕ Гжегож Шелевич. – «Наибольших успехов добились Словакия, Чешская Республика и Румыния: в этих странах производство автомобилей выросло в три или даже в четыре раза. Однако следует отметить, что высокие темпы роста не могут длиться бесконечно, так как в конце концов происходит насыщение рынка».

 

 

Сильная зависимость от экспорта

 

Значительная часть внешней торговли ЦВЕ приходится на экспорт автомобилей. В Словакии, например, эта доля составляет 25 процентов всего экспорта страны. Автомобилестроение ЦВЕ сильно зависит от внешнего спроса, поскольку основная часть продукции отрасли предназначена для зарубежных рынков. В настоящее время в Еврозоне, которая является основным экспортным рынком, происходит восстановление экономики, что создает более благоприятные перспективы для отрасли. Благодаря положительным тенденциям в Еврозоне и других европейских странах, спрос на автомобили растет.

 

Негативное воздействие на отрасль из-за падения продаж в России компенсируется растущим спросом на других экспортных рынках и в самой ЦВЕ.

 

Растущий внутренний спрос поддерживает продажи автомобилей

 

В то время как ситуация на некоторых внешних рынках остается неясной, в самих странах ЦВЕ наблюдается позитивное развитие событий. Улучшение ситуации на рынке труда, снижение инфляции и цен на нефть, растущая потребительская уверенность, привлекательные процентные ставки создают более благоприятные перспективы для местных домохозяйств, что положительно влияет на внутренний спрос на рынках стран ЦВЕ. Готовность потребителей тратить больше денег приводит к увеличению продаж автомобилей в ЦВЕ. В качестве покупателей выступают не только домохозяйства, но и компании, которые расширяют свои парки легковых автомобилей и машин для коммерческих перевозок. Спрос на коммерческие автомобили способствовал более высоким темпам роста продаж благодаря улучшившимся перспективам для бизнеса: по прогнозам, в этом году ВВП стран Еврозоны вырастет на 1,5 процента. Увеличившийся спрос на коммерческие машины является позитивным сигналом, особенно для автомобилестроителей Польши, так как в этой стране производится значительное число легких коммерческих автомобилей.

 

Тем не менее, рост продаж на внутреннем рынке недостаточен для того, чтобы сделать автомобилестроительную отрасль ЦВЕ независимой от внешнего спроса. В условиях столь сильного воздействия со стороны экспорта нельзя избежать рисков, связанных с ухудшением ситуации на зарубежных рынках, хотя их могли бы смягчить увеличившиеся возможности для роста продаж на отечественном рынке. Незначительная доля России в структуре автомобильного экспорта стран ЦВЕ не оказывает существенного воздействия на общие результаты работы отрасли, особенно с учетом улучшения перспектив в Еврозоне.

 

Растущие продажи не тождественны более высоким прибылям автомобилестроителей

 

Хотя рынки стран ЦВЕ и демонстрируют рост продаж легковых машин, это не приводит к равнозначному увеличению прибылей автомобилестроителей. Многие из них по-прежнему сталкиваются с негативными последствиями наличия избыточных производственных мощностей, желания покупателей получить значительные скидки и применяемых автодилерами схем, искусственно завышающих объемы продаж ради получения поощрительных бонусов от производителей. 

Контакты


Игорь Степанов

Контакты для СМИ
РОССИЯ
125047, г. Москва
1-ая Тверская-Ямская ул., д. 23, стр. 1, БЦ “Парус”
Тел.: +7 (495) 785 57 10, доб. 101
E-mail: igor.stepanov@coface.com

Топ
  • Russian