Новости и Публикации
10.07.15
Страновые риски и экономические исследования, Локальные новости

Спад в экономике затухает, но компании по-прежнему сталкиваются с трудностями

Экономический спад в России в этом году менее значительный, чем в период предыдущего кризиса шесть лет назад, и восстановление экономики может начаться уже в будущем году, отмечалось на конференции «Экономическая ситуация в России: уроки кризиса, прогнозы и тенденции», организованной Франко-Российской торгово-промышленной палатой 24 июня в Москве. Представитель компании Coface Россия также принял участие в форуме.

 

Заместитель министра экономического развития России Алексей Ведев сообщил в своем выступлении, что наибольший спад ВВП ожидается по итогам второго квартала, а уже в третьем квартале ВВП может вырасти примерно на 0,5 процента по сравнению с предыдущим периодом. В целом, по базовому прогнозу министерства, ВВП страны упадет на 2,8% в 2015 году, но экономический рост возобновится уже в будущем году.

 

По мнению Алексея Ведева, негативное воздействие на экономику со стороны внешних негативных шоков, таких как падение цен на нефть и недоступность внешних рынков капитала, в этот раз оказалось менее существенным, чем во время предыдущего кризиса 2008-2009 годов. Это связано с большей гибкостью обменного курса рубля в результате перехода Центрального банка к политике инфляционного таргетирования, с существенными изменениями в корпоративном секторе (в частности, уменьшилась доля краткосрочного долга во внешней задолженности нефинансовых предприятий корпоративного сектора), а также с более быстрыми и осознанными действиями правительства с учетом опыта антикризисных мероприятий 2009 года.

 

Заместитель министра отметил, что в настоящее время происходит структурная перенастройка российской экономики в силу падения издержек, девальвации и достаточно высокой инфляции. Определенные группы секторов промышленности выигрывают от девальвации. Сохраняющаяся неопределенность остается главным препятствием для инвестиционной активности компаний, но к осени, вероятно, ситуация нормализуется.

 

Алексей Ведев подчеркнул, что в настоящее время существует устойчивый тренд на резкое снижение инфляции, так как роль двух ключевых инфляционных факторов – санкций и девальвации – уже отыграна. Сейчас происходит, напротив, дефляция продовольственных товаров, рубль укрепился и, что является самым существенным, существуют ограничения по спросу в силу снижения располагаемых доходов населения. В такой ситуации «повышают цены только безумцы», сказал Ведев.

 

Управляющий директор, главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков также высказал мнение, что второе полугодие будет выглядеть существенно лучше, чем начало года. При этом он считает, что меньшая глубина нынешнего спада по сравнению с ситуацией 2009 года объясняется не возросшей эффективностью принятия решений, а «эффектом базы»: в преддверии кризиса 2008 года, в России наблюдался бурный рост кредитования, номинальные доходы, обороты розничной торговли и инвестиции росли очень высокими темпами, подпитываясь чистым притоком капитала извне. «Все это рухнуло одномоментно», заявил Гавриленков.

 

По его мнению, западные санкции надо рассматривать как некую очень эффективную макропруденциальную меру, которая привела не только к негативным, но и позитивным последствиям для России. В частности, если бы не было санкций, российские банки и компании продолжали бы активно занимать на внешних рынках и могли привлечь очередные 100 миллиардов долларов для реализации проектов, которые оказались бы недостаточно эффективными при цене на нефть в 60 долларов за баррель. В результате отношение внешнего долга к ВВП могло бы вырасти с нынешних 30-35 процентов до 65-70 процентов, что создало бы гораздо более тяжелую ситуацию с погашением задолженности.

 

По словам главного экономиста и руководителя Аналитического департамента Дойче Банка в России Ярослава Лисоволика, ключевая проблема российской экономики заключается в том, что рост издержек, то есть, рост зарплат в реальном выражении, опережает рост производительности труда. Складывается впечатление, что правительством пока либо не разработан механизм реализации структурных мер по повышению производительности труда, либо нет воли для начала такой реформы.

 

Ярослав Лисоволик также отметил, что правительственный антикризисный план не включает в себя меры «на микроуровне» по реформированию крупных государственных компаний и повышению эффективности государственного сектора. Пока что главной антикризисной мерой остается ориентация на слабый рубль для решения целого ряда важнейших макроэкономических задач (бюджет, поддержание конкурентоспособности российских производителей, импортозамещение и т.д.). Однако ослабление рубля делает проблематичным достижение цели по снижению инфляции до 4% к 2017 году. Ярослав Лисоволик не исключил, что Россию может настигнуть еще одна волна кризиса, поскольку сохраняется высокая зависимость от цен на нефть, которые могут существенно снизиться.

 

Главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве России Леонид Григорьев также считает, что основные проблемы остаются на микроуровне, то есть, на уровне крупных и мелких экономических агентов. Он напомнил, что половину инвестиций в стране приходится на долю примерно 40 крупных компаний, а вторая половина – на мелкий и средний бизнес. Каждый из этих секторов существует в собственном инвестиционном климате. В настоящий момент малый бизнес испытывает трудности, у него нет доступа к кредитованию, в то время как крупный государственный и полугосударственный бизнес получает поддержку из бюджета.

 

Выступивший на конференции директор Аналитического центра «Обсерво» при Франко-Российской торгово-промышленной палате Арно Дюбьен выразил озабоченность, что в России перестают говорить о санкциях, и возникает привыкание к ситуации. По его мнению, это нездоровое явление, так как санкции наносят ущерб многим предприятиям. Французский эксперт считает, что если несколько месяцев назад среди многих российских экспертов был распространен пессимизм, то теперь настроения слишком оптимистичны. Нельзя сказать, что мы уже прошли через пик циклона, через самое трудное время, отметил Арно Дюбьен.

 

Спад в российской экономике создает серьезные трудности для многих компаний, что находит свое выражение, в частности, в заметном ухудшении платежной дисциплины. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией Coface Россия – российским подразделением Группы Coface, являющейся мировым лидером на рынке кредитного страхования.

 

Так, по оценке экспертов Coface Россия, объем просроченной задолженности контрагентов по поставкам с отсрочкой платежа увеличился в российской экономике в первом полугодии 2015 года примерно в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если раньше средний срок урегулирования просроченной задолженности занимал около полугода, то теперь он увеличился до 9-10 месяцев. Также усилилось нарушение ритмичности платежей со стороны дебиторов за поставки с отсрочкой оплаты. При этом наблюдается снижение средней суммы платежа по торговому кредитованию – по некоторым оценкам, в среднем на 50 процентов.

 

Мировой опыт показывает, что ухудшение платежной дисциплины говорит о наличии серьезных проблем в экономике страны. Среди факторов, вызывающих рост неплатежей, эксперты выделяют падение темпов кредитования экономики, сокращение совокупного спроса, снижение динамики оборота розничной торговли. Важную роль здесь играет рост процентных ставок, который приводит к усилению инфляционных ожиданий. В таких условиях компании могут не спешить погашать задолженность, чтобы расплатиться потом обесцененными деньгами. Высокие процентные ставки также способствуют обострению проблем с ликвидностью, в результате чего предприниматели не могут вовремя расплатиться по своим обязательствам. Рост просроченной задолженности отмечался в разных странах во время экономических потрясений, будь то азиатский кризис 1990-х годов, аргентинский кризис в начале 2000-х годов или последний финансовый кризис в еврозоне.

Контакты


Игорь Степанов

Контакты для СМИ
РОССИЯ
125047, г. Москва
1-ая Тверская-Ямская ул., д. 23, стр. 1, БЦ “Парус”
Тел.: +7 (495) 785 57 10, доб. 101
E-mail: igor.stepanov@coface.com

Топ