Новости и Публикации
02.11.22
Корпоративные новости

Новый чрезвычайный план Eвросоюза по борьбе с энергетическим кризисом

Europe Gas Crisis

Недавно лидеры стран ЕС провели несколько раундов переговоров, главной темой которых стали высокие цены на энергоносители: европейские политики активно ищут способы не допустить дальнейшего роста стоимости ключевых энергоресурсов и возникновения их дефицита зимой. Итогом переговоров стал пакет чрезвычайных антикризисных мер, которые, надеются власти, помогут региону стабилизировать рынок. Эксперты Coface рассмотрели разработанные меры и оценили связанные с ними риски.

Судя по пресс-релизу Еврокомиссии, опубликованному 18 октября, и последовавшим за ним комментариям европейских властей, главная цель согласованных мер — борьба с повышением цен на газ. Пакет предусматривает новые законодательные механизмы для совместных закупок газа странами ЕС, отказ от нидерландского хаба TTF как от ценового ориентира, установление нового бенчмарка для сжиженного природного газа (СПГ), возможность «временного и динамичного» ограничения цен на газ, а также меры по снижению ценовой волатильности на рынках ресурсных деривативов.

Помимо этого новый план ЕС содержит инициативы, направленные на снижение спроса на газ, и устанавливает новый механизм солидарности для снижения рисков возникновения дефицита энергоносителей в странах союза.

Почему власти ЕС видят необходимость в экстренных мерах

Причин, по которым европейские правительства не на шутку встревожены сложившейся ситуацией с энергоносителями и считают, что нужно срочно что-то делать, несколько.

1. Поставки газа в ЕС оказались серьезно нарушены из-за последствий обострения геополитической напряженности в Восточной Европе. С середины 2021 года объемы перекачки газа из России в Европу стали постепенно сокращаться, а с конца февраля 2022-го — стремительно падать. 26 сентября части газопровода «Северный поток-1», проходящие в водах Швеции, оказались уничтожены — из-за этого поставки газа из России в Европу упали до рекордно низкого уровня и теперь составляют всего порядка четверти от «нормального» докризисного объема. Согласно оценке Международного энергетического агентства (IEA), в 2021-м российский газ составил порядка 40% от общего объема газа, потребляемого странами ЕС.

Из-за резкого снижения поставок газа из России Европе приходится покупать ресурсы у других стран — в частности, существенно выросли закупки СПГ у Азербайджана (+70% по итогам первого полугодия) и Норвегии (+8%). Также странам ЕС пришлось нарастить импорт судов, предназначенных для транспортировки СПГ морем — в основном этим путем в регион идет сжиженный газ из Соединенных Штатов.

2. Высокие цены на газ крайне негативно сказываются на экономике стран Евросоюза, поэтому европейским властям просто необходимо что-то предпринять. Перебои в поставках газа привели к тому, что его стоимость на нидерландском хабе TTF выросла с 22,84 доллара США за миллион британских тепловых единиц (МБТЕ) в сентябре 2021 года до 59 долларов на сентябрь текущего.

При этом цены на газ напрямую влияют на стоимость электроэнергии в Европе. Косвенным образом они сказываются и на сельском хозяйстве: при подорожании газа растет стоимость удобрений, нефтехимикатов и многих других базовых видов сырья. Так, например, аммиак, необходимый для производства мочевины — азотного удобрения, широко используемого в сельском хозяйстве — получается при переработке природного газа. По оценке IEA, порядка 20% от всего объема газа, используемого в обрабатывающих производствах, расходуется именно для производства аммиака.

Сразу ряд европейских заводов по производству удобрений был вынужден закрыться из-за дефицита газа, сообщала ранее организация Fertilizers Europe. На данный момент объемы производства удобрений в Европе сократились на 70% по сравнению с докризисными показателями.

Одним из самых серьезных последствий роста цен на газ стало резкое увеличение стоимости электроэнергии — как на оптовом, так и на розничном рынке. Причина такой динамики в том, что в некоторых странах Европы, например в Италии и Нидерландах, существенная доля электроэнергии генерируется за счет газа. Во Франции газовые электростанции помогают удовлетворить спрос на энергию, когда не хватает мощности атомных электростанций — в частности, в периоды пиковой загрузки. В Германии газовые электростанции вырабатывают порядка 15% от общего объема электроэнергии.

Газовые электростанции удобны тем, что их можно использовать очень гибко, быстро увеличивая или уменьшая объемы электрогенерации в зависимости от текущей нагрузки на сеть. Отказываться от них Европа не хочет, но во многом именно из-за них сейчас, когда газ подорожал, цены на электричество также резко выросли.

3. Энергетический кризис грозит тяжкими последствиями как для потребителей, так и для бизнеса. Рост цен на электричество влечет за собой увеличение издержек производителей и поставщиков в самых разных секторах рынка. Так, в первую очередь и сильнее всех прочих страдают самые «энергоемкие» отрасли — металлургия, химическая промышленность, розничные поставщики электричества, деятельность которых регулирует государство, и так далее. Однако и все остальные сектора сталкиваются с ростом расходов из-за подорожания электричества. Например, многие оптовые поставщики Европы вынуждены понижать температуру на отапливаемых складах, а производители — сокращать число рабочих смен на заводах.

В Евросоюзе домохозяйства обычно заключают с организациями, поставляющими электричество, договоры с фиксированными ценами за киловатт-час, которые местные власти устанавливают на определенный период (чаще всего на два-три квартала). Так как рынок розничного электроснабжения в ЕС представлен частными компаниями, жестко конкурирующими друг с другом, несколько поставщиков уже обанкротились (например, в Нидерландах) или приостановили деятельность (во Франции), чтобы переждать кризисный период.

4. В ЕС слабо развита интегрированная инфраструктура, за счет которой разные страны могли бы делиться друг с другом газом. Именно в связи с этим в новый пакет антикризисных мер вошли правила солидарности, которые предполагают, что если в какой-то стране возникнет дефицит газа, другие государства будут обязаны продать ей его.

У Европы есть доступ к ряду газопроводов, которые позволяют получать газ из Турции, Норвегии, Алжира и России, а вот инфраструктуры, которая позволила бы свободно перемещать закупленный газ внутри союза — к примеру, из Германии в Испанию, — попросту нет. Напрямую делиться друг с другом газом в некоторых объемах могут лишь Германия, Австрия и страны Центральной Европы.

Понять, почему такое положение дел является проблематичным, можно на примере Испании: прямо сейчас у ее берегов простаивают сразу несколько судов, перевозящих сжиженный газ — они не могут разгрузиться, так как хранилища страны переполнены, а быстро реэкспортировать получаемый газ соседям она не может. Если бы такая возможность у Испании была, текущий острый кризис можно было бы сильно смягчить.

Какие риски кроются в предложенных ЕС антикризисных мерах

1. Несмотря на то что прямые ограничения цен на газ наверняка потребуют дальнейших переговоров и вряд ли будут задействованы в ближайшем будущем, в перспективе они могут привести к тому, что поставки СПГ «перетянут» на себя страны, готовые платить больше европейских. В средне- и долгосрочной перспективе это может привести к снижению объемов ввоза СПГ в Евросоюз. Власти некоторых стран-участниц ЕС, например Германии, уже высказывали опасения по поводу вероятности подобного сценария.

То, что такое вполне может случиться, показывает пример самой Европы — из-за того, что за последний год цены на энергоносители в регионе резко выросли, некоторые поставщики, которые до этого перевозили СПГ в основном в Азию, стали перенаправлять суда к берегам Старого Света, чтобы продать свое сырье подороже. Если же ситуация поменяется и азиатские покупатели будут готовы предложить более высокую цену, чем европейские, объемы поставок СПГ в страны ЕС могут быстро упасть.

Пока о возможных механизмах ограничения цен известно не все, однако в целом такая инициатива может подорвать усилия ЕС по обеспечению энергетической безопасности стран-участниц в осенне-зимний период 2023-2024 года. Кроме того, введение потолка цен на газ может привести к росту объемов его потребления бизнесом и домохозяйствами, что в конечном итоге сведет на нет усилия властей по сокращению спроса на голубое топливо.

При этом зима 2023-2024 годов в Северной Америке и Азии обещает быть особенно суровой. США, которые в этом году стали для Европы важным поставщиком СПГ, могут пересмотреть приоритеты и начать запасаться газом в первую очередь сами, чтобы подготовиться к холодам, а Европу снабжать ресурсами по остаточному принципу.

2. Усилия властей ЕС по созданию достаточных запасов и обеспечению поставок газа могут привести к снижению финансирования возобновляемых источников энергии. Несмотря на то что газ считается относительно «чистым» видом топлива и при его сжигании вырабатывается меньше CO2, чем при сжигании, например, угля, он все же является ископаемым энергоносителем и далеко не безвреден. Таким образом, повестка развития альтернативной энергетики остается актуальной, как и прежде.

В то же время текущий энергетический кризис дорого обходится бюджетам стран ЕС. С сентября 2021 года властям пришлось выделить в общей сложности около 500 млрд евро на антикризисную поддержку домохозяйств и корпоративного сектора. В этих условиях у европейских властей остается меньше средств на финансирование развития «зеленой» энергетики, из-за чего некоторые инициативы могут забуксовать или отложиться на неопределенный срок.

3. В среднесрочной перспективе предложенных мер может оказаться недостаточно для того, чтобы погасить общественное недовольство жителей Европы, вызванное резким ростом цен на электричество, тепло и многие категории потребительских продуктов. Согласно прогнозу Coface, напряженная ситуация с поставками газа в ЕС сохранится до 2025-2026 года. В этот срок ряд стран-экспортеров сырья планирует ввести в эксплуатацию новые мощности — в том числе Катар, Австралия и США.

Пока же, несмотря на экстренные меры, предпринимаемые правительствами, в странах союза регулярно проходят демонстрации и забастовки — например, во Франции и Германии многие крайне недовольны низкими зарплатами и ростом стоимости жизни. Ожидается, что повышенная общественная напряженность в Европе сохранится, что может привести к негативным экономическим последствиям и усилению расслоения общества.

Топ