Новости и Публикации
21.07.22
Корпоративные новости

«Газовая лихорадка» грозит бизнесу Европы остановками и банкротствами

«Газовая лихорадка» грозит бизнесу Европы остановками и банкротствами

Обстановка на мировом рынке энергоносителей вот уже несколько месяцев остается напряженной, а в отдельных регионах — в частности, в Европе — близкой к критической. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, рассказывают, что привело к возникновению «газовой лихорадки» в странах ЕС и стоит ли Европе готовиться к зиме без отопления, электричества и производства.

Мировой энергетический сектор сталкивается со все новыми вызовами. Так, ранее в июле плавучему СПГ-заводу Shell Prelude у берегов Австралии пришлось остановить поставки из-за забастовки рабочих, недовольных зарплатной политикой компании. Спор профсоюзов с Shell по вопросу вознаграждения сотрудников длится уже два года. Аналитики Coface прогнозируют, что забастовка продлится еще как минимум несколько дней. Сжиженный газ, который производит Shell Prelude, поставляется в основном в Японию и Южную Корею.

Забастовка на Shell Prelude почти совпала по времени с другим важным событием в нефтегазовой отрасли — пожаром на американском экспортном СПГ-терминале Freeport. Производство сжиженного газа на заводе возобновится только к концу года, а на текущий момент пятая часть от объемов экспорта СПГ из Соединенных Штатов «выпала» с рынка — при этом газ с Freeport поставляется в основном в Европу, где он очень и очень нужен.

В результате остановки двух крупных СПГ-заводов на мировом рынке усугубляется дефицит энергоносителей, в результате чего цены на них продолжают бить исторические рекорды. Потребители природного газа, в особенности европейские, переживают и без того непростые времена, а последние инциденты лишь добавят им головной боли, констатирует Coface.

 

Погода, политика и пандемия: почему возник дефицит газа?

Energetika-gas-2022-280x141-2

1. Во время локдаунов в 2020-2021 годах производителям и коммунальным предприятиям во многих странах пришлось опустошить свои хранилища природного газа, и на какое-то время спрос на газ существенно сократился. Однако чуть позже, когда мировая экономика стала постепенно выходить из пандемической «заморозки», объемы потребления энергии стали быстро расти, и поставщики природного газа не всегда могли быстро удовлетворить возросший спрос, из-за чего цены на него на мировом рынке резко выросли и стали демонстрировать сильную волатильность.

2. Погодные условия в северном полушарии и Латинской Америке спровоцировали существенный рост спроса на энергию. Например, в Азии зима 2020-2021 года выдалась особенно холодной, что вызвало рост объемов потребления СПГ. В Западной Европе лето 2021 года было пасмурным и относительно безветренным, из-за чего упали объемы выработки энергии из возобновляемых источников. В Бразилии зимой установилась сильная засуха, воды в резервуарах ГЭС было мало, и объемы выработки энергии упали. Из-за этого стране пришлось закупать газ.

3. На фоне сокращения поставок из России с середины 2021 года запасы газа в странах Западной Европы сильно упали. Лишь недавно по инициативе Еврокомиссии и ряда стран региона Европа всерьез взялась за диверсификацию каналов поставок: например, выросли объемы импорта газа из США, стран Северной Африки и Персидского залива. Согласно требованию Еврокомиссии, владельцам газовых хранилищ нужно заполнить их как минимум на 80% — в противном случае их будут ждать штрафы.

 

Европейская зима без производства и электричества: риски дефицита газа

Energetika-gas-2022-280x141-3

1. Существует риск введения квот и отключений электроэнергии, в особенности в Европе. Зимой некоторым наиболее «энергоемким» отраслям в Германии и, возможно, Франции придется остановить работу, даже если уровень заполнения хранилищ газом достигнет 90% от максимальной емкости (сейчас — около 60%). В число таких отраслей входят, например, производство цемента, химическая промышленность, металлургия, а также производство стекла и керамики. Франция является крупным экспортером электричества, и, если в самый разгар энергетического кризиса ей по каким-то причинам придется приостанавливать свои атомные электростанции (что случается нередко), в Европе могут начаться массовые отключения электричества.

2. Существует риск эрозии спроса на фоне энергетического кризиса. В Европе спрос на газ стал падать с I квартала текущего года на фоне рекордного роста цен. Тенденция к снижению объемов потребления газа, считают в Coface, будет наблюдаться в Европе на протяжении всей оставшейся части года. Аналитики прогнозируют, что экономить газ будут как промышленники, так и обычные люди, которым, возможно, придется померзнуть у себя дома, чтобы счета за газ не достигли заоблачных величин.

Если власти примут решение ввести квоты на потребление газа для промышленности, чтобы у домохозяйств была возможность использовать больше газа для готовки и обогрева домов, объемы производства резко упадут, и регион на какое-то время может погрузиться в глубокую рецессию, предупреждают экономисты компании.

3. Еще один риск заключается в возможности резкого роста оптовых цен на электроэнергию, в то время как розничные будут удерживаться властями на относительно низком уровне, чтобы защитить домохозяйства. Розничные поставщики электроэнергии привыкли к тому, что в их ценообразовании активно участвует государство, однако, если разрыв между оптовой ценой закупки и розничной ценой продажи станет слишком большим, существует риск резкого ухудшения финансового здоровья таких поставщиков.

В прошлом году в Европе из-за недостатка оборотных средств обанкротился целый ряд розничных поставщиков электричества — в одной лишь Великобритании было зафиксировано более 30 банкротств в этом сегменте, и каждый раз регулятору приходилось искать альтернативного поставщика, чтобы обычные люди не остались без света.

4. Сектор коммунального хозяйства не защищен от высоких цен на газ.  Например, Uniper, немецкая энергетическая компания, уже запросила у властей финансовую помощь на фоне быстрого исчерпания запасов ликвидности. Российский «Газпром», у которого Uniper закупает газ, сократил поставки, в связи с чем компании приходится закупать газ на спотовом рынке. Так как спотовые цены на СПГ выше, чем по долгосрочным контрактам, поставщики электроэнергии остро нуждаются в «свободных» средствах для закупки необходимого сырья.

5. Европа старается снизить свою зависимость от российского газа, и в связи с необходимостью регазификации импортного СПГ заставляет операторов приобретать плавучие установки для регазификации и хранения газа. Эти установки предназначены для хранения и обработки СПГ перед продажей потребителям и могут быть построены всего за год, тогда как на строительство полноценного СПГ-терминала требуется как минимум пять лет и куда больше вложений. Например, в водах одной только Германии планируется разместить три таких установки, которые смогут ежегодно обрабатывать 27 млрд кубометров газа.

Согласно данным норвежской компании Rystad Energy, стоимость суточного фрахта одной плавучей установки на фоне ажиотажного спроса уже выросла на 50% — до 150–180 тыс. долларов США за сутки, или более 55 млн в год. Стремление Европы как можно скорее заполучить эти установки «разогревает» рынок и ставит менее богатые страны в невыгодное положение — им придется либо покупать оборудование по завышенным ценам, либо искать альтернативы.

Топ