2 апреля, в так называемый День освобождения, бывший президент США Дональд Трамп объявил о резком повышении импортных пошлин для всех торговых партнёров страны: минимум на 10% — для всех, и значительно выше — для отдельных стран. Будут ли эти меры сохранены в долгосрочной перспективе, пока неясно, однако уже сейчас они представляют собой беспрецедентный вызов послевоенной системе глобальной торговли.
Поворот к жёсткому протекционизму
Введение так называемых «зеркальных» пошлин, стартующих 5 апреля, означает радикальный сдвиг в торговой политике США — даже по сравнению с наиболее жёсткими сценариями, обсуждавшимися во время предвыборной кампании. Китай, Европейский союз и Япония столкнутся с особенно высокими ставками — 34%, 20% и 24% соответственно, начиная с 9 апреля.
Из-под действия новых тарифов выведены немногие. Канада и Мексика сохранили беспошлинный доступ на рынок США в рамках соглашения USMCA. Исключения также предусмотрены для некоторых видов ресурсов, не добываемых на территории США, а также для отраслей, уже охваченных специальными ограничениями — таких как сталь, алюминий и автомобили — или планируемых к регулированию в ближайшее время.
Рекордное повышение тарифной нагрузки
По оценкам аналитиков, новые пошлины повысят средневзвешенную эффективную ставку до 26,2% по сравнению с 2,3% в 2024 году — это максимальный уровень более чем за столетие. Подобное усиление протекционизма — крупнейшее с момента принятия Закона Смута–Хоули в 1930 году.
Такие меры нарушают принципы многосторонней торговли, включая нормы ВТО, и несут риск запуска цепной реакции встречных ограничений. Они ослабляют глобальные производственные цепочки и усиливают неопределённость для бизнеса, особенно в условиях уже нарастающей геоэкономической фрагментации.
Неравномерное влияние на регионы
Наибольший удар придётся на экономики Азии — прежде всего Вьетнама, Камбоджи, Тайваня, Малайзии и Таиланда, — сильно зависящие от экспорта в США. Значительный ущерб ожидается также в ряде стран Африки (Лесото, Мадагаскар) и Центральной Америки (Никарагуа, Гондурас), хотя их зависимость от американского рынка несколько ниже.
Среди крупных экономик наиболее уязвимыми станут Южная Корея, Япония, Китай и Индия. Все страны ЕС столкнутся с пошлинами на уровне 20%, при этом Германия и Италия окажутся под особенно сильным давлением из-за своей экспортной ориентированности.
Эскалация конфликта почти неизбежна
Быстрая деэскалация конфликта маловероятна. Уже сейчас ЕС и Китай заявили о готовности к ответным мерам, включая зеркальные пошлины на американские товары. Европейский союз может впервые задействовать «Инструмент противодействия принуждению», утверждённый в конце 2023 года.
В среднесрочной перспективе глобальные торговые потоки будут вынужденно перестраиваться. Азиатским экспортёрам придётся искать альтернативные рынки сбыта, что может обострить конкуренцию на других направлениях, особенно в Европе.
Риски для самой экономики США
Меры ударят и по самой американской экономике, где уже наблюдаются признаки ослабления. В феврале 2025 года потребительские расходы выросли всего на 0,1% после снижения в январе. Рост цен на импорт может ограничить инвестиционную активность компаний и снизить спрос со стороны домохозяйств.
Особую тревогу вызывает возможное ускорение инфляции: до объявления пошлин она прогнозировалась на уровне 2,8% в 2025 году. По расчётам, представленным в рамках кампании, тарифы могут добавить до двух процентных пунктов к инфляционному давлению.
Это осложнит задачу Федеральной резервной системы, которая будет вынуждена действовать крайне осторожно при рассмотрении вопроса о снижении процентных ставок в условиях повышенных инфляционных рисков и угрозы рецессии.
Эффективность пошлин — под сомнением
Несмотря на то, что официально меры направлены на сокращение торгового дефицита, стимулирование возвращения производств, рост налоговых поступлений и усиление переговорных позиций США, остаются серьёзные сомнения в их эффективности.
Торговый дефицит формируется в первую очередь макроэкономическими дисбалансами, а не уровнем импортных пошлин. Кроме того, тарифы не решают структурные проблемы — такие как высокая стоимость рабочей силы и дефицит квалифицированных кадров — которые препятствуют реиндустриализации.
В 2024 году пошлины принесли в федеральный бюджет США около $88 млрд — менее 1,5% от общего объема доходов.
Наконец, одновременное введение высоких тарифов против всех торговых партнёров может привести к их координированным действиям в ответ. Уже сейчас Япония, Южная Корея и Китай демонстрируют готовность к скоординиренной реакции, что в перспективе может ослабить позиции США на международных переговорах.