Пятнадцать лет назад Бразилия вызывала серьёзные надежды как будущий экономический лидер. Однако так называемый «бразильский парадокс» остаётся актуальным: страна по-прежнему не в состоянии реализовать свой потенциал и обеспечить устойчивый рост. За последнее десятилетие темпы экономического развития оставались слабыми, а доля обрабатывающей промышленности в экспорте сократилась.
«Одна из ключевых задач, стоящих перед Бразилией, — проведение масштабных структурных реформ в условиях крайне раздробленного политического ландшафта».
— Патрисия Краузе, экономист Coface
Потенциал есть — роста нет
Бразилия располагает значительными природными ресурсами — от сельскохозяйственных угодий до энергоресурсов и минеральных ископаемых. Однако страна не оправдывает ожиданий. В 2001 году с появлением идеи блока БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Бразилию рассматривали как одного из претендентов на роль нового глобального экономического центра. Тем не менее, средний годовой рост ВВП всего на 1% в период с 2013 по 2024 год наглядно демонстрирует её отставание даже от других участников группы.
Экономисты всё чаще говорят о «бразильской болезни»: при наличии ресурсного богатства страна столкнулась с преждевременной деиндустриализацией и недостаточной эффективностью в ряде ключевых сфер — прежде всего в образовании. Сравнение с пятью странами с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения десятилетней давности лишь подчёркивает масштабы отставания.
Высокие ставки, слабые инвестиции и пробуксовка реформ
Замедление роста объясняется сразу несколькими факторами. Во-первых, высокие процентные ставки делают внутренние инвестиции малопривлекательными, а налоговая нагрузка на бизнес остаётся одной из самых высоких среди развивающихся экономик. Во-вторых, внешнеэкономическая активность региона низка: экономика Южной Америки в целом растёт медленно, а в рамках МЕРКОСУР заключено крайне мало торговых соглашений.
Политическая раздробленность — большое количество партий и фрагментированность парламентской системы — осложняет реализацию давно назревших реформ, особенно в образовательной сфере.
Фискальные ограничения также сдерживают экономическую активность. В 2023 году государственные инвестиции составили всего 2,6% ВВП, тогда как в 2013 году этот показатель достигал 4,2%. Частные инвестиции за тот же период сократились с 17% до 14% ВВП.
Рост геополитических рисков
Дополнительное давление оказывают внешнеполитические факторы. Так, с 12 марта 2025 года США ввели 25-процентную пошлину на импорт бразильской стали и алюминия, доля которых в американском импорте достигает 60% и 15% соответственно. До этого средняя ставка пошлины для бразильского экспорта составляла лишь 2,2%. Это решение вызвало серьёзную обеспокоенность, учитывая значимость американского рынка для бразильских производителей.
Возможные источники восстановления
Несмотря на накопленные проблемы, в бразильской экономике наметились и позитивные сдвиги. Прежде всего, это налоговая реформа, направленная на упрощение системы налогообложения. Она предусматривает замену пяти существующих налогов единым налогом на потребление, что должно повысить прозрачность и предсказуемость для бизнеса.
Кроме того, подписание торгового соглашения с ЕС может открыть новые возможности для секторов, ориентированных на экспорт — в частности, агропромышленного комплекса и производства обуви. Однако соглашение пока не ратифицировано, и его перспективы остаются неясными.
Наконец, Бразилия обладает уникальными преимуществами в сфере «зелёной» энергетики. Развитие биоэнергетики и ветроэнергетики способно превратить страну в одного из глобальных лидеров на этом направлении. Это может стать не только экономическим стимулом, но и важным вкладом в борьбу с климатическими изменениями.