Новости и Публикации
17.06.22
Корпоративные новости

Мировой транспортный сектор и логистику ждут непростые времена

Coface-Transport-2022

Перспективы мирового транспортного сектора в очередной раз омрачаются: локдауны в Китае вызывают перебои в поставках и вынуждают бизнес искать альтернативные морские маршруты, а риск введения Евросоюзом эмбарго на российскую нефть грозит резким ростом тарифов на перевозки и снижением прибыли перевозчиков. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, рассказывают, что будет с пассажирскими и грузовыми перевозками в ближайшем будущем.

Сохраняется риск введения полного запрета на импорт российской нефти со стороны Евросоюза. Такая мера приведет к резкому росту цен на нефть и перебоям в поставках энергоносителей для бизнеса, в том числе в транспортном секторе, в особенности европейском. Россия — второй крупнейший мировой экспортер нефти. На нее приходится порядка 30% нефтяного импорта ЕС. США, Канада и Австралия уже запретили ввоз российской нефти. ЕС, вероятнее всего, будет отказываться от нее постепенно.

Добавляют проблем для мирового транспортного сектора жесткие локдауны в Китае — в частности, например, в Шанхае. Власти КНР приняли решение ввести жесткие карантинные меры в Шанхае в конце марта, чтобы избежать новой волны заражений вариантом COVID-19 «омикрон». В данный момент ограничения в городе постепенно смягчаются, однако к нормальной жизни, согласно текущему плану, он вернется только к июлю. Шанхайский порт — крупнейший коммерческий порт мира, поэтому ограничение его работы вызывает перебои в международных логистических цепочках.

Кроме того, власти КНР продолжают придерживаться политики нулевой терпимости к COVID-19, поэтому Шанхай — далеко не единственный город Поднебесной, «замороженный» локдауном.

 

С какими вызовами сталкивается мировой транспортный сектор

Мировой транспортно-логистический сектор находился в трудном положении еще до локдауна в Шанхае и появления у ЕС намерения отказаться от российской нефти.

Со второй половины 2020 года тарифы на морские грузоперевозки резко выросли — во многом, поясняют аналитики Coface, это объясняется дефицитом рабочей силы в портах и соответствующим увеличением времени загрузки и разгрузки судов. Индекс HARPEX, который отражает уровень цен на морские контейнерные перевозки, в марте достиг рекордного исторического значения. По сравнению со значением на 1 января 2021 года индекс вырос в четыре раза.

Индекс Baltic Dry, который отражает стоимость перевозок сухого груза, к сентябрю 2021-го достиг высшего значения со времен кризиса 2008 года. С тех пор индекс снизился, но по-прежнему остается на достаточно высокой отметке. Такой резкий рост цен на грузоперевозки вкупе с подорожанием сырья начал разгонять инфляцию по всему миру еще до обострения геополитической напряженности в Европе, после которого темпы инфляции ускорились еще сильнее.

Мировой транспортный сектор существенно пострадал из-за пандемии COVID-19: на фоне снижения экономической активности во всех регионах мира упали и объемы перевозки грузов, и пассажиропоток. При этом снижение объемов грузоперевозок было компенсировано ростом их стоимости, тогда как пассажиропоток на февраль 2022 года был по-прежнему на 45% ниже докризисного уровня (на февраль 2019 года).  

Кроме того, сектор сталкивается с серьезными системными вызовами. В их числе можно отметить, например, излишки мощностей в некоторых сегментах, в особенности в европейской отрасли пассажирских авиаперевозок, и глобальный тренд на «озеленение» экономики, из-за которого бизнесу приходится вкладываться в модернизацию техники и оборудования.

 

Риски для транспортного сектора в ближайшем будущем

Введение полного эмбарго на российскую нефть привело бы к резкому росту цен на топливо и снижению маржинальности перевозчиков, что стало бы серьезным ударом для всех сегментов транспортного сектора — воздушного, железнодорожного, морского и автомобильного. Согласно прогнозу Coface, средняя цена нефти по итогам текущего года составит 115 долларов США за баррель.

Кроме того, в США темпы роста потребительских цен в марте достигли 8,5% в годовом выражении, в еврозоне — 7,4%. Ускорение темпов инфляции по всему миру приведет к повышению производственных затрат бизнеса. Предпринимателям придется либо мириться с сокращением маржинальности, если это будет возможно, либо перекладывать возросшие издержки на своих клиентов за счет повышения цен. Это, в свою очередь, может поспособствовать росту числа банкротств — не только в транспортном секторе, но и во всех других.

Так как Шанхай — крупнейший коммерческий порт мира, локдаун в нем может негативно сказаться на объемах мировой торговли во всех рыночных секторах. Так, объемы торговли в КНР уже снизились: за вторую декаду апреля оборот контейнеров во внешней торговле упал на 4,1%, тогда как в марте он вырос на 4,5%. Заторы в порту Шанхая, вероятнее всего, исчезнут еще не скоро. Таким образом, сроки и цены грузоперевозок в ближайшее время останутся на повышенном уровне и даже могут вырасти еще, прогнозируют в Coface.

Все сегменты транспортного сектора продолжат испытывать существенные трудности, однако некоторые из них будут более устойчивы по сравнению с другими. Например, сегмент грузовых перевозок в целом будет показывать более позитивные результаты, чем сегмент пассажирских перевозок, считают эксперты Coface.

Разные сегменты транспортного сектора встречают кризис с разным запасом финансовой прочности. Так, в наиболее устойчивом положении находится сегмент морских грузоперевозок, а наименее стабилен сегмент воздушных грузоперевозок. Это видно по финансовым результатам бизнеса: по итогам I квартала этого года чистая прибыль морских перевозчиков грузов составила 28% от их оборота, тогда как сегмент воздушных грузоперевозок показал убыток в размере 11% от оборота.

Сегмент железнодорожных перевозок также пострадает от текущего кризиса, но может оказаться более конкурентоспособным, чем морские грузоперевозки, так как на фоне роста стоимости последних все большее число компаний будет переключаться на поставки железной дорогой.

Локдауны в Китае, перспектива отказа ЕС от закупок российской нефти и обострение геополитической напряженности — серьезные факторы риска, омрачающие перспективы мирового транспортного сектора и глобальной торговли. Уже сейчас они провоцируют фундаментальную реорганизацию существующих торговых маршрутов.

Например, из-за обострения отношений между Западом и Россией многие компании избегают провозить грузы по территории России, и вместо этого направляют поставки в Европу другим коридором, который проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и Босфорский пролив.

Однако уже сейчас ясно, что в краткосрочной перспективе будет невозможно перенаправить в этот коридор весь поток грузов, которые идут (или до недавних пор шли) через Россию. Через территорию РФ по железной дороге проходит порядка 1,5 млн 20-футовых контейнеров в год, тогда как через описанный выше альтернативный маршрут — всего 100 тысяч.

Топ