Новости и Публикации
12.07.22
Страновые риски и экономические исследования

Британия: неопределенность после ухода Джонсона ухудшает перспективы рынка

7 июля Борис Джонсон официально объявил об уходе в отставку с поста премьер-министра Великобритании и сложении своих полномочий в качестве лидера консервативной партии. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, предупреждают, что политическая нестабильность, которая может охватить страну в ближайшее время, грозит еще сильнее омрачить и без того пессимистичные перспективы британской экономики.

Решение об уходе Джонсон принял под давлением однопартийцев на фоне массовых «протестных» отставок министров в его правительстве. Не так давно авторитет Джонсона серьезно пошатнулся после голосования по вопросу о вынесении ему вотума недоверия. Этот вопрос встал после скандала, который разразился, когда вскрылось участие Джонсона в вечеринках на Даунинг-стрит во время локдауна. Несмотря на то что по итогам голосования вотум недоверия все же не был вынесен, тот факт, что 41% его парламентских однопартийцев проголосовали «за», говорит о многом.

Борис Джонсон останется на посту до завершения процедуры выбора нового партийного лидера, сроки которой скоро станут известны. Победитель выборов станет главой консервативной партии и новым премьер-министром.

Что дальше?

Согласно уставу консервативной партии, если на пост лидера фракции претендует больше двух кандидатов, проводится несколько раундов внутренних голосований. В каждом раунде из гонки выбывает один кандидат, получивший наименьшее количество голосов. Голосования проводятся до тех пор, пока не останутся только два кандидата. Затем за двух кандидатов, выбранных членами парламента от консервативной партии, по почте отдают голоса все члены фракции — на 2019 год их было порядка 180 тысяч.

Так как участников в гонке за пост лидера партии будет много, пока нельзя сказать, на какой срок затянется процедура выборов. Если никто из претендентов не отзовет кандидатуру, голосования могут занять как минимум несколько недель. С другой стороны, голосования в парламенте могут завершиться достаточно быстро. Так было, например, в 2016 году, когда два кандидата решили выйти из гонки и членам парламента пришлось голосовать всего два раза.

После отставки Терезы Мэй в 2019 году Джонсон был явным фаворитом на ведущий пост — в этот раз такого фаворита нет. Результаты опроса YouGov показывают, что в данный момент наибольшая доля членов консервативной партии проголосовала бы за Бена Уоллеса — текущего министра обороны Великобритании, однако эта доля составляет всего 13%.

За Уоллесом идут ключевые фигуры бывшего кабинета министров Джонсона: Пенни Мордонт (заместитель министра по торговой политике, 12%), Риши Сунак (до недавних пор глава министерства финансов, 10%), Лиз Трасс (министр иностранных дел, 8%), Майкл Гоув (министр ЖКХ, 7%, не будет баллотироваться), Надхим Захави (канцлер казначейства с 5 июля после ухода Сунака с поста, 5%) и Саджид Джавид (министр здравоохранения, 4%). Член парламента Том Тугендхат (6%) и финалист выборов 2019 года Джереми Хант (5%) также примут участие в гонке.

Риски и вызовы для рынка страны

Инвесторы отреагировали на новость об отставке Джонсона позитивно: курс фунта укрепился с 1,19 до 1,20 долларов США. Рост курса национальной валюты был бы Великобритании на руку, так как слабый фунт усугубляет инфляционное давление за счет высоких цен на импортное сырье, расчеты за которое ведутся в долларах. Отсутствие явных фаворитов на выборах нового лидера партии, который станет главой британского правительства, означает, что страну ждет период политической неопределенности — в то время как ее рынок переживает и без того непростые времена:

1. Уровень годовой инфляции в Великобритании по итогам мая составил 9,1% — в последний раз такие высокие цифры фиксировались несколько десятков лет назад. В октябре, прогнозируют в Coface, темпы инфляции в стране достигнут 11% на фоне подорожания электроэнергии: если цены на сырье не упадут, властям придется повысить верхний предел цен на электричество на 40%, и это после их повышения на 54% в апреле.

При этом темпы базовой инфляции, то есть инфляции без учета изменения цен на продовольствие и энергоносители, уже два месяца подряд держатся на отметке 6,2% — это означает, поясняют аналитики, что высокие темпы инфляции носят системный характер, то есть охватывают весь рынок и не могут быть списаны на подорожание в традиционно волатильных товарных категориях. Число незанятых рабочих мест в Великобритании достигло рекордных 4,3% — это означает, что бизнесу не хватает рабочих рук. Предприятия будут пытаться привлечь работников за счет повышения зарплат, а это будет только ускорять темпы инфляции.

2. В связи с резким ростом темпов инфляции Центробанк страны повышал ключевую ставку пять раз подряд — до текущих 1,25%. Регулятор объявил, что будет стремиться к нормализации денежно-кредитной политики, несмотря на высокий риск рецессии в следующих кварталах на фоне падения покупательной способности потребителей. Главный экономист Банка Англии недавно заявил, что темпы повышения ключевой ставки могут даже ускориться. Это может поспособствовать укреплению курса фунта.

3. На фоне рыночной нестабильности в Великобритании резко выросла частота банкротств. По итогам марта, апреля и мая число компаний-банкротов увеличилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом рост неплатежеспособных предприятий наблюдается во всех секторах экономики страны. Временные «антикризисные» ограничения, которые ограничивали право кредиторов истребовать непогашенную задолженность, истекли 31 марта, поэтому очень вероятно, что частота банкротств в следующие несколько месяцев продолжит стремительно расти.

Топ