Соглашение о зерновом коридоре между РФ и Украиной не решит всех проблем агропрома

Хотя соглашение о транзите зерновых в Черном море, сначала заключенное между Украиной и Россией под эгидой Турции, а затем возобновленное в марте, способствовало ослаблению давления на поставки зерновых, его эффект ограничен, и сохраняются риски для продовольственной безопасности многих стран.

Продление этого соглашения дает временное облегчение рынку, но Coface считает, что серьезная напряженность в поставках, возникшая с началом конфликта на востоке Украине, сохранится на протяжении всего 2023 года.

 

Продление соглашения о перевозке зерновых в Черном море решает лишь часть проблем агропродовольственного сектора, связанных с конфликтом

Обострение геополитического напряжения между Россией и Западом привело к длительному нарушению морских товарных потоков, необходимых для транзита пшеницы в Черном море. Потоки, проходящие через пролив Босфор, примерно на 50% меньше, чем до конфликта, в то время как на Россию и Украину приходится 25 % мирового экспорта пшеницы. Снижение доступности зерновых оказывает сильное влияние на некоторые страны, которые сильно зависят от импорта, особенно в Западной Африке, Центральной Азии и Юго-Восточной Азии. Таким образом, сельскохозяйственные ресурсы являются для России рычагом давления на западные страны через общественное мнение, чувствительное к растущему риску для продовольственной безопасности в развивающихся странах.

Помимо трудностей, связанных с поставками, проблемой является разрушение пахотных земель, инфраструктуры и оборудования в Украине. По данным Украинской зерновой ассоциации (УЗА), в 2022 году посевные площади сократились на 25% по сравнению с 2021 годом, а прогнозы на 2023 год еще более пессимистичны. Загрязнение земли в результате бомбардировок угрожает будущим урожаям, а многие химические заводы и хранилища, необходимые для сельскохозяйственного производства, были разрушены. По оценкам Программы ООН по окружающей среде, с начала конфликта на Украине было разрушено 618 промышленных объектов или объектов критической инфраструктуры.

Продление на 60 дней соглашения о черноморском транспортном коридоре для перевозки зерна - это глоток свежего воздуха для рынков, но оно не решает долгосрочных проблем с поставками. Индекс продовольственных цен ФАО, который в мае 2022 года достиг максимального значения с 2011 года, стабилизировался на высоком уровне.

 

По мнению Coface, 2023 год останется годом сильного напряжения между спросом и предложением

Поскольку соглашение по Черному морю было продлено всего на 2 месяца, риск перебоев с поставками для некоторых стран все еще сохраняется. Более того, в то время как спрос, вероятно, будет подвержен сильной инерции, ожидается, что мировое производство зерновых в сезоне 2022/23 снизится на 2%.

Постоянные трудности с поставками и высокие рыночные цены могут также усилить протекционистские настроения в отношении продовольственных товаров. Так, некоторые страны могут поддаться искушению вновь ввести протекционистские меры, аналогичные тем, что вступили в силу в 2022 году (Египет, Индия), чтобы справиться с инфляционным давлением или нехваткой продовольствия.

Наконец, сокращение мирового производства зерновых должно усилить концентрацию запасов в нескольких ключевых странах. В последние годы Китай неуклонно наращивал свои запасы пшеницы, и сейчас на его долю приходится более 50% мировых запасов.

И наоборот, на страны-экспортеры зерна приходится все меньше и меньше запасов (7,3% запасов в 2022 году по сравнению с 11,3% в 2010 году). Такая большая концентрация неизбежно скажется на международной торговле зерном, особенно в условиях возможного дефицита.