Ситуация в немецкой экономике существенно ухудшилась в связи с кризисом, однако пока платежеспособность немецкого бизнеса ухудшилась лишь умеренно — меньше, чем можно было ожидать в условиях экономического шока такого масштаба.
Тем не менее немецкие предприятия смотрят в будущее с острым пессимизмом и заранее затягивают пояса, о чем свидетельствуют результаты исследования, проведенного на немецком рынке международной группой Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками.
- Частота и длительность платежных просрочек увеличились, но пока незначительно, и по-прежнему остаются на сравнительно низких уровнях. В целом платежная дисциплина в корпоративном секторе Германии ухудшилась — в этом году с просрочками на внутреннем рынке сталкивались на 6 п. п. больше компаний, чем в прошлом. При этом частота просрочек по-прежнему ниже, чем в 2020 году, и намного ниже, чем до пандемии.
- Средняя длительность платежных просрочек выросла на один день — то есть до 28,7 дня, в то время как в 2021 году она сократилась на целых семь дней.
- Самые короткие просрочки наблюдаются в целлюлозно-бумажной промышленности, в которую в рамках методологии исследования входит также сегмент производства упаковки — средняя длительность просрочек в секторе составила всего 18,4 дня. А дольше всего после даты платежа приходится ждать компаниям в финансовом секторе — в среднем контрагенты задерживают оплату на 35 дней.
- Главной неожиданностью по итогам исследования стал рекордный пессимизм немецкого бизнеса. Еще ни разу за историю исследований Coface компании главной экономики Европы не представляли свое будущее настолько мрачным.
В исследовании Coface приняли участие 1070 немецких предприятий, опрос проводился в июле-августе 2022 г.
Бизнес не хочет рисковать: платежные отсрочки стали короче
Как и в период пандемии, в этом году многие немецкие предприниматели, обеспокоенные рыночной турбулентностью, предпочитают не рисковать и дают своим контрагентам лишь довольно короткие платежные отсрочки. Доля компаний, готовых предлагать клиентам какие-либо отсрочки, упала с 74% до 71% — в особенности эта тенденция заметна в сегменте предприятий, торгующих только на внутреннем рынке. В целом 90% поставщиков из числа опрошенных готовы ждать платежа не более 60 дней с момента отгрузки товара. Средняя же длительность отсрочки почти не изменилась и составляет 32,8 дня.
Средняя длительность просрочек остается низкой
Важно четко разграничивать понятия отсрочки и просрочки, обращают внимание авторы исследования: отсрочка — это тот срок, в который покупатель обязался оплатить поставленный товар, а просрочка — период сверх этого срока, в течение которого покупатель с опозданием погасил свой долг.
В 2022 году средняя длительность платежных просрочек, с которыми сталкиваются немецкие поставщики, выросла на один день и составила 28,7 дня. Тем не менее результат текущего года — второй самый низкий за весь период наблюдений за рынком Германии с 2016 года. Частота просрочек выросла более значительно: в прошлом году с просрочками столкнулись 59% респондентов, в этом — 65%. Для немецкого рынка это очень низкий показатель: до пандемического кризиса о просрочках сообщали в среднем 82% поставщиков.
Немецкий бизнес готовится к худшему
Несмотря на то что платежная дисциплина держится на высоком уровне, уровень пессимизма предпринимателей Германии по поводу будущего достиг рекордного уровня за всю историю опросов Coface на национальном рынке. Ожидания по поводу результатов 2022 года в целом нейтральны, но в 2023-м рыночные условия ухудшатся, считают 38% респондентов. Лишь 14% компаний рассчитывают, что следующий год будет для них лучше текущего. Такие мрачные настроения зафиксированы почти во всех секторах экономики.
Пессимизм в деловом сообществе страны объясняется резким ростом рисков, с которыми сталкивается бизнес. В основном предпринимателей тревожат перебои в международных производственно-сбытовых цепочках и быстрый рост цен на сырье. Но, разумеется, геополитический кризис в Европе и связанные с ним санкции вкупе с повышением стоимости энергоносителей также заставляют бизнес опасаться за будущие финансовые результаты.
Сложившая в мировой экономике ситуация существенно изменила приоритеты немецких компаний в том, что касается приоритетных направлений для развития бизнеса. Большинство респондентов по-прежнему рассматривают внутренний рынок Германии как перспективный, при этом число компаний, которые считают самыми важными торговыми партнерами для себя компании из Евросоюза и Китая, упало. Также в этом году поставщики чаще называли рынки стран Европы, не входящие в ЕС, ключевыми для развития своего бизнеса. Последнее может объясняться стремлением немецкого бизнеса обойти санкции, наложенные ЕС на Россию и Беларусь, обращают внимание эксперты Coface.