Литий: масштабные промышленные перспективы, но ограниченное среднесрочное предложение

В условиях, когда переход на электромобили находится под пристальным вниманием, литий становится стратегическим сырьем, имеющим жизненно важное значение. Первый литиевый рудник должен быть открыт во Франции в 2027 году. Как и в случае с медью и рядом других руд, производство и спрос на белый металл во многом зависят от макроэкономических тенденций и перспектив глобального роста.

Однако, несмотря на то, что цены на большинство металлов упали с начала лета, стоимость лития держится и остается на высоком уровне. Эта тенденция особенно примечательна, учитывая, что клиентские сектора, в частности автомобильная промышленность, имеют весьма неоднозначные краткосрочные перспективы.

 

Ключевая роль, высокий спрос и не успевающее за ним предложение

Литий является жизненно важным компонентом для декарбонизации экономики: батареи, используемые в электромобилях, в основном состоят из этого металла. Этот труднозаменимый ресурс вышел на первый план в начале 2000-х годов из-за проблем, связанных с хранением энергии.

В настоящее время предложение слишком ограничено, чтобы удовлетворить спрос, и находится в затруднительном положении из-за отсутствия инвестиций. Западные страны на протяжении многих лет не уделяли должного внимания своим запасам полезных ископаемых. Кроме того, тот факт, что сектор низкоуглеродной мобильности поддерживается правительствами, похоже, защищает литий от взлетов и падений глобального роста. Наконец, в среднесрочной и долгосрочной перспективе мировой спрос на литий должен продолжать расти в связи с переходом на низкоуглеродные технологии.
 

Страны-поставщики и производственные цепочки

На Аргентину, Боливию и Чили приходится 58% мировых запасов лития - это гораздо выше, чем у других цветных металлов. Для сравнения: 75% мировых запасов меди приходится на 13 стран. 

Кроме того, мировое производство лития также очень концентрировано, в нем доминирует триумвират Австралии, Чили и Китая, на долю которых в 2021 году приходилось 90% мирового производства. Цепочка создания стоимости еще более сконцентрирована на нижнем уровне: в 2021 году Китай переработает 60% мирового объема лития, на его долю придется 77% мировых мощностей по производству аккумуляторных элементов и 60% мирового производства компонентов для батарей.

По прогнозам Ассоциации европейских производителей автомобильных и промышленных аккумуляторов, в 2030 году объем европейского рынка аккумуляторов составит 35 миллиардов евро, причем на долю литий-ионных придется около половины этой суммы. Европа стремится к 2030 году стать самодостаточной в производстве аккумуляторов, но не сможет полагаться только на национальные проекты по добыче полезных ископаемых. В среднесрочной перспективе главным партнером для нее станет Австралия.
 

Факторы неопределенности

Высокая волатильность сырья и, в частности, металлов может в конечном итоге повлиять на динамику цен на литий. Эта волатильность объясняется, в частности, неопределенностью спроса, связанной с трудностями в китайском секторе недвижимости. Эти факторы будут оказывать влияние на волатильность цен на литий.

Кроме того, горнодобывающие компании в настоящее время возвращаются к стратегии, основанной на повышении добавленной стоимости, а не на объемах добычи. После того как в первой половине 2022 года их рентабельность выросла благодаря росту цен, падение цен на металлы и высокие затраты на энергию заставили горнодобывающие компании сократить инвестиции.

В результате литиевые компании должны рассчитывать на то, что уровень цен сохранит их рентабельность, ограничивая инвестиции в условиях глобальной рецессии в 2023 году. Разведка новых источников лития может занять от трех до пяти лет - плюс два-три года на организацию переработки руды; это неизбежно скажется на объемах поставок в среднесрочной перспективе.

Любая поддержка, оказываемая Китаем аккумуляторной промышленности, может также усилить давление на объемы производства и привести к росту цен на литий. Несмотря на пессимизм в отношении экономических перспектив Китая, решимость страны сохранить свои сравнительные преимущества в сегменте литий-ионных аккумуляторов не вызывает сомнений. Если Китай создаст финансовые рычаги для поддержки сектора литий-ионных батарей, это приведет к спонтанному росту спроса.

Наконец, существует большая неопределенность относительно будущего литиевого сектора в Европе. Проекты по добыче полезных ископаемых в Европе могут стать предметом жарких споров, что усилит давление на автопроизводителей и их зависимость от стран, производящих литий и аккумуляторы. В среднесрочной перспективе это означает повышенную уязвимость к кризисам в цепочке поставок - в том числе логистических - между шахтами и производителями аккумуляторов.