В то время как глобальные макроэкономические перспективы остаются неопределенными, транспортный сектор зафиксировал наибольшее количество улучшений оценок риска в последнем обзоре деловых рисков Coface.
Эти изменения произошли, в частности, в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Японии. В основном они связаны с последствиями открытия границ Китая, восстановлением туризма и влиянием некоторых мер государственной поддержки (например, в сфере железнодорожного сообщения в Германии). Однако общие риски остаются высокими из-за высоких цен на энергоносители и вялого мирового спроса.
Воздушный транспорт восстанавливается после пандемического кризиса
Если говорить о транспортном секторе, то сегмент авиаперевозок больше всего пострадал от пандемического кризиса и, соответственно, переживает наиболее динамичное восстановление.
Постепенное восстановление экономики со второго полугодия 2021 года действительно изменило ландшафт. Открытие границ Китая (начало 2023 года) и Японии (конец 2022 года), а также смягчение условий путешествия для международных туристов (весна 2023 года) являются двумя сильными факторами поддержки.
Количество коммерческих рейсов также увеличилось и сейчас превышает докризисный уровень, несмотря на то, что заполняемость транспорта остается ниже. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, например, наблюдается рост общего пассажиропотока на 171% в апреле 2023 года по сравнению с предыдущим годом, в частности, благодаря Китаю. Однако, несмотря на столь значительный рост, спрос в регионе остается ниже, чем в 2019 году (-18% в апреле 2023 года по сравнению с апрелем 2019 года).
В Западной Европе и США Airbus и Boeing также наблюдали рост заказов на самолеты. На 2022 год они составили 774 для Boeing и 820 для Airbus, а на Парижском авиасалоне были сделаны новые значительные объявления: Air IndiGo заказала 500 самолетов A320, а Air India - 250 самолетов Airbus и 220 самолетов Boeing. Такая динамика развития аэрокосмической промышленности послужила основанием для решения Coface улучшить оценку рисков транспортной отрасли в некоторых странах, например во Франции.
Следует также отметить, что основные игроки этой отрасли теперь реализуют стратегию, учитывающую экологические проблемы. С одной стороны, это мотивирует производителей внедрять инновации, чтобы создавать более "чистые" самолеты, а с другой - побуждает авиакомпании обновлять свой парк, чтобы он потреблял меньше энергии.
Снижение доходов морского транспорта
Иная ситуация наблюдается в секторе морского транспорта, где наблюдается небольшой спад.
Падение ставок морских перевозок, высокая стоимость энергии и стагфляция сказываются на финансовых результатах морских перевозчиков. Выручка Maersk и CMA CGM в I квартале 2023 года снизилась на 26% и 30% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (хотя она по-прежнему значительно выше уровня I квартала 2019 года).
Это снижение выручки связано в первую очередь с ценовым эффектом (падением фрахтовых ставок), при этом объемы снизились гораздо меньше. Так, индекс контейнерных перевозок за январь-апрель 2023 года снизился лишь на 3% в годовом исчислении. Это падение объемов частично передается железнодорожному и автомобильному транспорту, который используется, в частности, для перевозки грузов из портов.
Наконец, в настоящее время грузовой транспорт выигрывает от более низких, чем в 2022 году, цен на энергию и топливо, что позволяет морскому, железнодорожному и автомобильному транспорту частично компенсировать снижение объемов перевозок.