После замедления темпов роста в 2023 году, вызванного в основном сокращением объемов производства и снижением цен на энергоносители, 2024 год, как ожидается, станет годом более высокого экономического роста для стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), поскольку после нескольких месяцев пессимизма в отношении мирового спроса на нефть цены на нее с лета начали расти. Но финансовая ситуация сильно отличается от страны к стране.
Благоприятные экономические условия не должны скрывать структурную уязвимость некоторых стран: Бахрейн и Оман - самые слабые звенья региона с точки зрения госбюджета
Из-за высокого уровня государственного долга, структурных недостатков фискальной системы и более ограниченных природных ресурсов по сравнению с другими странами региона Бахрейн и Оман должны сохранять бдительность. В Бахрейне сохраняется самый высокий показатель отношения государственного долга к ВВП в регионе – 125 % в 2023 году.
Власти страны уже начали рассматривать меры по ограничению дальнейшего увеличения дефицита бюджета. Несмотря на периодическое положительное сальдо счета текущих операций, большой бюджетный дефицит и необходимость сохранения валютной привязки оказывают давление на валютные резервы Бахрейна. Хотя резервы, покрывающие трехмесячный импорт, традиционно считаются минимально достаточным уровнем, в 2023 году резервы Бахрейна будут покрывать только 1,5 месяца импорта.
Динамика госдолга Омана кажется более сбалансированной, но он также страдает от структурных фискальных недостатков, в основном из-за ограниченности природных ресурсов. После падения цен на нефть в 2015 и 2016 годах Оман постоянно фиксировал дефицит как текущего, так и бюджетного счетов.
Саудовская Аравия и ОАЭ, гораздо менее уязвимые, могут прийти на помощь
Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты обычно приходят на помощь соседям в чрезвычайных ситуациях, когда тем не хватает средств.
Эти три страны объявили о предоставлении Бахрейну пакета помощи в размере 10 миллиардов долларов США в 2018 году, после того как в 2011 году предоставили Оману и Бахрейну 20 миллиардов долларов США. Эти средства в основном способствовали сокращению бюджетного дефицита в Омане и Бахрейне и смягчили негативные последствия государственных программ фискальной консолидации. Еще одна цель такого фискального сотрудничества – объединить экономики всех стран ССАГПЗ вокруг схожих региональных инициатив путем проведения некоторых финансовых реформ.
Разные финансовые ситуации, но (практически) одинаковая монетарная политика
Такие разные структуры экономик стран ССАГПЗ свидетельствуют о том, что, несмотря на создание экономического и финансового альянса, их финансовое положение неравнозначно. Однако в аспекте монетарных вопросов они схожи: их валюты привязаны к доллару США, за исключением Кувейта, который имеет привязку к корзине нераскрытых валют. Группа Coface считает, что центральные банки стран Персидского залива будут удерживать свои ставки до тех пор, пока ФРС не решит начать цикл снижения ставок.
Жесткая конкуренция в секторах, на которые направлены усилия по диверсификации
Несмотря на то что страны ССАГПЗ по-прежнему сильно зависят от нефтяного сектора, после падения цен на нефть в 2014-2016 годах они приступили к реализации планов по диверсификации экономики.
Пока в авангарде диверсификации экономики находятся ОАЭ, но Саудовская Аравия в последние годы также объявила о значительных инвестициях в сферы, не связанные с нефтью и газом. Поскольку эти две страны, а также Катар и, в меньшей степени, Оман, нацелены практически на одни и те же отрасли (строительство, туризм, финансы), основной риск заключается в обострении внутренней конкуренции в регионе. Кроме того, основные источники финансирования этих стратегий диверсификации основаны на доходах от продажи нефти. Учитывая эти два фактора, стратегии диверсификации экономики, хотя и осуществимы, могут не принести желаемых результатов.