Исследование платежной дисциплины бизнеса в Марокко в 2021 году

Согласно исследованию, проведенному Coface в 2021 году и посвященному платежному поведению компаний в Марокко, сроки оплаты по договорам в стране остаются длительными, достигая в среднем 79 дней. Однако они значительно улучшились, сократившись примерно на 14 дней по сравнению с предыдущим исследованием, проведенным в 2019 году.

По данным исследования, просрочки платежей по-прежнему широко распространены в Марокко: почти половина компаний сообщила о задержках платежей более чем на три месяца за последние шесть месяцев. 

В то время как ВВП сократится в 2020 году (по оценкам, -6,3 % после роста на 2,5 % в 2019 году), все больше компаний ощущают ухудшение ситуации. В 2021 году, хотя Coface прогнозирует рост марокканской экономики на 4,5%, почти половина компаний ожидает, что просрочки платежей останутся на прежнем уровне, а более трети - что они участятся.

Несвоевременные платежи и неплатежи являются одним из основных сдерживающих факторов для бизнеса. В 2020 году число банкротств сократилось на 22% по сравнению с 2019 годом, однако в 2021 году произойдет резкий рост числа банкротств из-за эффекта догоняющего развития: +94% в первой половине 2021 года, по данным Inforisk.

 

Сроки оплаты: все еще длинные, но есть перспективы для улучшения

Межфирменное кредитование в Марокко значительно улучшилось за 2019 год:

  • Чуть менее трети опрошенных компаний считают, что установленный законом максимальный срок платежа в 60 дней не соблюдается.
  • Почти треть компаний указали максимальный срок оплаты более 180 дней.
  • По сравнению с последним исследованием, проведенным в 2019 году, средняя отсрочка платежа сократилась на 14 дней, с 93 до 79 дней.
  • Химический сектор выделяется значительно более длительными, чем в среднем, сроками оплаты, достигающими 134 дней.

 

Почти половина опрошенных компаний сталкивается с задержками платежей более чем на три месяца

  • Как и в предыдущих исследованиях, просрочки платежей по-прежнему широко распространены: 44,8% опрошенных компаний сообщают о значительных задержках более чем на три месяца. Хотя это небольшое улучшение, количество просрочек более чем на 6 месяцев увеличилось на 2,7%.
  • Однако просрочки, похоже, стали короче: доля задержек на 90-120 дней сократилась на 5 пунктов в пользу тех, кто указывает на короткие просрочки (менее 30 дней).
  • Наблюдается ухудшение ситуации, которое в основном является результатом серьезного воздействия пандемического кризиса. Пандемия сопровождалась жесткими правительственными мерами, которые препятствовали экономической деятельности (закрытие магазинов, комендантский час, закрытие границ для иностранных туристов, закрытие школ, рабочих мест и запрет на поездки).

 

Осторожная позиция в отношении будущего, но некоторые признаки улучшения ситуации после кризиса

  • Компании настроены осторожно: почти половина из них ожидает ухудшения делового климата и экономической ситуации. Только одна пятая ожидает улучшения ситуации в будущем.
  • 21% компаний заявили, что ожидают снижения оборота в ближайшие шесть месяцев. 39% ожидают, что оборот увеличится, а 41% - что он останется стабильным.
  • Хотя почти половина опрошенных компаний заявила, что их денежный поток сократился за последние шесть месяцев, только 22% из них ожидают его сокращения в ближайшие шесть месяцев.
  • Опрошенные компании считают, что улучшение экономической ситуации приведет к сокращению просрочек платежей, связанных с пандемическим кризисом.

 

NB:

Опрос включал 380 компаний и был проведен во втором квартале 2021 года.

Сроки оплаты: период времени между моментом приобретения клиентом товара или услуги и моментом наступления даты платежа.

Просрочки платежей: период между согласованной датой платежа и фактической датой его совершения.